Василий Харкевич, житель села Крюково, знает, как всё начиналось в холодной дикой тайге на северных берегах Байкала. Он почти полвека трудился на БАМе. Этой лeгeндapнoй мaгиcтpaли в этом году исполнится 50 лeт. 8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР она была объявлена всесоюзной. Основной этап её строительства пришёлся на 1974-84 годы.
5 февраля Василий Харкевич отметил 70-летие, так что наш сегодняшний собеседник – ровесник Белгородской области. Родом он с Украины, из Ровенской области. Жили они с родителями в селе Великие озёра. Там до сих пор есть его родственники. Он же после возвращения из Иркутской области поселился в нашем районе.
«Школу я окончил в родном селе. После восьми классов пошёл работать, а когда подошло время, был призван на службу в армию. Служил два года в Германии. Был водителем. Права получил ещё дома. За безупречное исполнение воинских обязанностей получил почётное звание «Отличник Советской армии» и нагрудный знак «Воин-спортсмен» I степени», – рассказал Василий Гаврилович.
Через месяц-два после демобилизации он уехал на БАМ. Один его знакомый сказал, что там есть хорошая работа, а в селе её не было, вот и поехал. Многие участники той стройки ехали туда, потому что знали, что работа там гарантирована и будет предоставлено жильё. К тому же зарплата была хорошая.
Василий Гаврилович во время строительства БАМа и среднее общее, и профессиональное образование получил в Осетровском речном училище по специальности «Механизация грузовых работ на транспорте». Работал в тресте «ЛенаБАМстрой» почти 25 лет: с зимы 1975 по 1999 годы. Всё время был крановщиком на 120-тонном кране «КАТО». Строили они и мосты через Лену, и жилые дома, и нефтепровод прокладывали. Кроме того, его часто приглашали на другие участки, где требовалась особая смекалка и профессионализм. Он с особой теплотой вспоминает те годы.
«Учился я на крановщика на самой стройке, а также ездил на курсы в Казахстан. Кран, конечно, был мощный – основной труженик на тех объектах. Я, как техник-механик, и отремонтировать мог любой кран, но по этой профессии не работал. Мне нравилось быть крановщиком», – сообщил он.
Первым жильём строителей были палатки, но он их уже не застал. В его время строители сначала жили в отдельных комнатах во временном жилье. Это были вагончики или щитовые дома. А после женитьбы всем выдавали бесплатные квартиры в многоквартирных домах. Василий Харкевич с женой и четырьмя сыновьями жил в Усть-Куте.
«Усть-Кут тянется вдоль Лены на сорок с лишним километров, а вглубь всего 2-5 километров. Сейчас он стал, конечно, больше», – поделился воспоминаниями участник грандиозной стройки.
БАМ в то время хорошо снабжался и в промышленном, и в продовольственном плане. Всё-таки стройка века! Василий Гаврилович подтвердил, что обеспечение было отличное: в магазинах всего было полно.
Климатические условия, конечно, там непростые, но наш герой не жалуется. Ко всему привык, и ему там даже нравилось. Полюбилась ему и величественная тайга, и бескрайние реки. Был у них и маленький участок земли, на котором выращивали кое-что для себя.
«В тайгу мне очень нравилось ходить и за ягодами, и за грибами. Там просто надо себя правильно вести, не нарушать выработанных столетиями правил поведения, законов взаимодействия с той необыкновенной природой. Рыбалка была там тоже отличная, – рассказал Василий Гаврилович и тут же вернулся к воспоминаниям о работе. – Мне нравилось на БАМе. Бывало, что и ночью вызывали, и на помощь приходилось выезжать, вытаскивал краном технику с людьми из реки и из болота. График был обычный с выходными в субботу и воскресенье. Но при необходимости оставались подольше и ночью работали. Как-то на Новый год меня предупредили, что я – дежурный. Так что я с утра 1 января занимался ремонтом повреждённого дома. С дисциплиной было строго, но я порядка ни в чём не нарушал».
Его ответственность и трудолюбие в 1982 году отмечены медалью за строительство Байкало-Амурской магистрали. Не менее бережно он хранит и Диплом победителя социалистического соревнования за право проезда почётным пассажиром в первом скором пассажирском поезде «Лена-Кунерма». В этом поезде тогда возили даже космонавтов, чтобы продемонстрировать его возможности. За многолетний безупречный труд Василий Гаврилович получил почётное звание «Ветеран труда».
Когда строительство БАМа приостановили, побывал он и в Тюменской области в Нефтеюганске. Работал там до 2018 года. Общий его трудовой стаж 46 лет. Признался, что и ещё бы работал, если бы не заболевание, которое получил в результате работы на неисправном кране.
В нашем районе герой сегодняшней публикации оказался волей случая. Они с семьёй искали жильё в нашей области, и знакомые подсказали, что в Крюково продаётся дом. Приехали, посмотрели, понравилось и остались. Жили сначала на улице Ленина. А сейчас Василий Гаврилович с супругой Натальей Владимировной живёт на Заречной.
О чём бы ни заходил разговор, мой собеседник неизменно возвращался к бамовскому периоду своей жизни. Этa мacштaбнaя, нeвepoятнaя, cypoвaя cтpoйкa оставила в его душе и памяти неизгладимый след.
Пo пocлeдним пoдcчётaм, зa вcю иcтopию строительства БAMа в нём нeпocpeдcтвeннo yчacтвoвaлo oкoлo 2 миллионов чeлoвeк, бoльшe пoлoвины – мoлoдёжь дo З0 лeт. Ho мoжнo cкaзaть, чтo БAM cтpoилa вcя cтpaнa. Pecпyблики, кpaя и oблacти, тыcячи пpeдпpиятий пocтaвляли тexникy, oбopyдoвaниe, peльcы, шпaлы, cтpoитeльныe кoнcтpyкции...
Cтpoили нe тoлькo жeлeзнyю дopoгy и cтaнции, нo и aвтoдopoги, мocты, тoннeли, линии элeктpoпepeдaчи, a eщё жильё, шкoлы, дeтские caды, мeдицинcкиe yчpeждeния, клyбы. И вcё этo в нeпpoxoдимыx лecax, гopax, бoлoтax, чepeз пoлнoвoдныe peки. Taм, гдe зимoй дoxoдит дo -60, a лeтoм oдoлeвaeт мoшкapa и гнyc, гдe вeчнaя мepзлoтa, выcoкaя ceйcмичнocть и бeздopoжьe.