Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
91.69
-0.36$
98.56
-0.08
+7 °С, ясно
Белгород

Капитан первого ранга Николай Якубовский: «Не на мели, а в памяти людской»

18 февраля , 09:50ОбществоФото: Вадим Цыганко

Власти муниципалитета совместно с районным Советом ветеранов намерены увековечить доблесть российских моряков.

Рейдовый водолазный корабль установят на въезде в Борисовку рядом с памятниками танку «Т-34» и самолёту «СУ-27». Он будет навечно «пришвартован» на борисовской земле, напоминая о героических подвигах моряков – защитников Отечества. Работы по его подготовке к установке проводятся на БЗММК имени В.А. Скляренко.

Есть народная мудрость, смысл которой заключается в том, что всё, что задумал, гладко и просто выполняется в мыслях и планах на бумаге. На деле всё намного сложнее. Яркий пример тому – воплощение идеи установки небольшого военного корабля на въезде в Борисовку.

Несколько лет назад в результате благотворительного марафона «Морякам земли российской» была собрана большая сумма, которую перечислили на счёт благотворительного фонда духовно-нравственного возрождения «Жизнь». Несколько попыток найти что-то подходящее не увенчались успехом. Понятно, что идея каким-то образом доставить в Борисовку что-то типа артиллерийского крейсера не рассматривалась в принципе. Разрезать такую махину на части, а потом всё соединять заново даже при современных технологиях просто нереально. Звонки и поездки в различные инстанции длительное время не приносили успеха. Что-то просматривалось на Дальнем Востоке, но доставить за тридевять земель громадину мало того что непросто, так ещё и накладно в финансовом плане. Даже по скромным подсчётам доставка оттуда списанного военного корабля общим весом в пределах 50 тонн тянет минимум на четыре миллиона рублей. Так утверждают те, кто знает, во что обходится погрузка и транспортировка крупногабаритного груза и его сопровождение. И это не весь перечень того, на что нужны финансовые ресурсы. А ещё нужно подготовить списанный военный корабль или катер к отправке. Это демонтаж оборудования военного характера, а если что-то и оставляется, то в таком виде, чтобы оно было непригодным по основному назначению. И ещё один момент. Сегодня такое время, что даже у списанной военной техники есть хозяин.

Району в организационных вопросах огромную помощь оказал руководитель региональной общественной организации «Морское собрание» капитан первого ранга Николай Якубовский. На Белгородчине он известен как флотский историк, автор многих проектов и президентских грантов на военно-патриотическую тематику, как человек, занимающийся патриотическим воспитанием и просвещением.

Николай Степанович родился и вырос в сельской местности на Полтавщине. Служба на флоте – его мечта детства. После школы, имея паспорт, он уехал работать на Донбасс. Флотская служба для него началась с 1962 года.

«С младых ногтей мечтал стать моряком, – рассказывал в беседе Николай Степанович. – Когда в деревню приезжали моряки в отпуск или после службы, я с восхищением и детской завистью смотрел на них. А ещё поражала их выучка, физическая подготовка, кулаки такие громадные. Но больше всего восхитил приезжавший в деревню мичман, как после я узнал, он был водолазом. Здоровый физически, на поясе – кортик золотой, на груди – ордена и медали. Всё у меня, сельского пацана, при виде его в душе переворачивалось. В так называемые хрущёвские времена, чтобы поступить в высшее учебное заведение, нужно было два года отработать на производстве. На Украине это было обязательным правилом. У меня одного на всю школу был паспорт, так как я родился и рос в семье служащих. Это давало мне право выехать за пределы сельской местности. На Донбассе, куда я уехал, устроился в депо Дебальцево, где сегодня крайне непростая обстановка. Одно время работал на тяговой подстанции электриком. На призывной комиссии решали, куда меня направить на службу. Полковник объявил: «Здоровый, на Север пойдёт». С тех пор меня эта фраза преследует всю жизнь. Попал в Кронштадт в учебный отряд подводного плавания в в/ч 9990. Обучили специальности трюмного машиниста. И опять фраза: «Здоров, на Север пойдёт». На службу я пришёл кандидатом в члены КПСС. В депо мне давали рекомендацию в партию рабочие, которые занимались организацией революционного движения. Рекомендации они писали с грубыми грамматическими ошибками. Почерк их был более похож на каракули. Но это были сверхпорядочные люди с государственным мышлением. Это сыграло немаловажную роль при избрании меня секретарём партийной организации дизельной подводной лодки в Полярном. Когда собирался увольняться в запас, меня порекомендовали для учёбы на штурманском факультете военно-морского училища. После школы прошло более 6 лет, я многое забыл из школьной программы. Дали месяц подготовки, я – снова за школьными учебниками. При поступлении всё сдал, правда, немецкий язык коверкал по полной. Сказали – не беда, забудете его окончательно, а штурман должен знать английский. Распределение после окончания училища и опять эта фраза: «Здоров, на Север пойдёт». Во время учёбы повезло встретиться и лично пообщаться с легендарным капитаном Маринеско. Личностью он был неординарной, со сложным характером, многое испытал в своей жизни. Но, что он был мастером подводного удара – это неоспоримо».

Во время учёбы Николай Степанович создал семью. Случай, как он рассказывал, уникальный. Его супругой стала одноклассница, с которой в школе они сидели за одной партой. Дед, борода до пояса, знал, кто за кого в деревне выйдет замуж или кто на ком женится.

«Не всё было так просто, – вспоминал Николай Степанович. – Деревенский дед-то знал, а вот как родители посмотрят, дадут ли добро? Встретили, оценили, благословили. А куда ж деваться. Оказывается, нас родители помолвили ещё при рождении. Наверное, какая-то сила распорядилась так, что мы через длительный промежуток времени связали себя брачными узами. Когда немцы отступали с Полтавщины, всё подчистую сожгли. Сгорел и наш дом. Но вот чудо – уцелела венчальная икона «Скоропослушница». Всё сгорело дотла, в том числе и киот. А вот сама дощечка с образом уцелела. Икона уже была в храмах Белгородчины, сейчас её выставили в одном из музеев. Вот, наверное, в чём заключается уникальность моего брачного союза с одноклассницей. Икона-то – намоленная».

После окончания училища Якубовский попал на атомный подводный флот. Кстати, при распределении он  опять услышал фразу: «Здоров, на Север пойдёт». Дослужился до звания капитана первого ранга и должности начальника политотдела дивизии атомных подводных лодок.

«В принципе, я прошёл все ступени службы на атомном подводном флоте. Прошёл так называемый «круг нищеты и бесправия», когда проходил подготовку для службы на подводной лодке нового поколения. Атомную подводную лодку только-только начали строить, экипаж проходит учёбу, потом всевозможные приёмки, испытания заводские, ходовые и государственные. И этот круг целых три года. Только после всего этого подводный корабль готов к выполнению боевых задач», - вспоминает он.

О буднях службы Николая Степановича можно написать целую книгу. О его самоотверженности, о его заслугах перед Родиной, отмеченных двумя орденами и медалями, о его огромной работе по воспитанию подчинённых, о его общественной деятельности. Именно его ответственность и порядочность были определяющими, когда стал вопрос приобретения небольшого военного корабля на собранные борисовцами средства.

«История о желании борисовцев увековечить память моряков-героев и воздать славу Военно-морскому флоту мне была известна давно, – продолжал Николай Степанович. – С ней меня познакомил бывший глава администрации района Николай Давыдов. Поклоны, скажем так, бились в разных высоких инстанциях, но безрезультатно. Вопрос – непростой, и я им заинтересовался. Кораблей такой серии несколько. Один – на постаменте в Астрахани, один ещё на воде, но он – музей. Несколько таких кораблей были в отряде на Амуре, да и то один пока несёт службу, а другой на берегу, на песке. Его со временем засосало чуть ли не по ватерлинию. Доставка в Борисовку – это сумасшедшие деньги. Посоветовались с Николаем Ивановичем. От этого варианта пришлось отказаться из-за сложности транспортировки и больших на неё расходов. При знакомстве с новым главой администрации района Владимиром Переверзевым вновь был затронут этот вопрос. Я вник, что называется, с головой. Подвернулся случай. Был приглашён на одно празднование туда, где всю свою жизнь прослужил. Много там ещё осталось тех, кто меня помнит по службе, кому я делал добро. Объездить пришлось много, чтобы найти что-то подходящее. И уже когда, казалось, что и здесь вопрос не будет решён, – вот он – красавец! Определились, кто же теперь его хозяин, вышли на него, объяснили, зачем, узнали, сколько запросит. Скажу, что с владельцем списанного корабля связаться была целая проблема. После согласования с Владимиром Ивановичем я начал заниматься организационными вопросами. Не без приключений прошло оформление сделки с хозяином корабля. Но это тема другого разговора. Дальше проблема с погрузкой. Всего, после частичной разгрузки чуть больше 40 тонн. Тянуть до места погрузки нереально. Только поднимать. Нужен мощный кран. Подсказали, кто может решить вопрос. Помогла администрация Мурманской области. Сняли с объекта 200-тонный кран, один час работы которого обходится в 100 тысяч рублей. Он такой один в этом регионе. Сделали под него специальную насыпь, чтобы обезопасить водовод и инженерные коммуникации во время подъёма. Это была целая подготовительная операция. Где-то 6 декабря наш трал выехал за грузом. Просчёт в том, что он был одноосный. Север, декабрь, снег и гололёд. Хоть зимуй с грузом. Дали трёхосный трал. На наш погрузили только срезанную рубку. 19 декабря, в день Николая Чудотворца – покровителя морей, когда была закончена операция с погрузкой, на Севере впервые в этом году наблюдалось северное сияние необыкновенной красоты. Трал с рубкой пришёл в Борисовку за трое суток, а трёхосный по специальным грузовым сетям – через семь. Корабль не придётся заводчанам строить с нуля. Но предстоит выполнить много сложной работы по его подготовке, начиная от оформления соответствующей документации и заканчивая непосредственно самой подготовкой. Стоит отдельных слов благодарности руководитель Борисовского завода ММК имени В.А. Скляренко Виктор Скляренко за то, что он и его коллектив взяли на себя такую ответственность».

Как отметил в беседе капитан первого ранга, Белгородчина тесно связана с историческими событиями, такими, как революция, гражданская война, начало изгнания фашистских оккупантов в 1943 году. В нашем регионе увековечены в памятниках танкисты, лётчики, артиллеристы, пехотинцы. Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Белгородская область ещё и морская. Что доказал в своей недавно вышедшей книге «Белгородчина морская» её автор Николай Якубовский. Это будет первый боевой корабль, который станет на постамент на Белгородчине, в честь героев второго союзника государства Российского – флота России.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:26
Белгородцы представят область в финале программы «Лига экскурсоводов»
Материал
Общество2 мая , 09:59
Вячеслав Гладков сообщил об усилении охраны кладбищ в преддверии Пасхи
Материал
Общество27 апреля , 09:11
Вячеслав Гладков сообщил о создании четвёртой Школы креативных индустрий