Государственная помощь позволяет развивать свой бизнес, личное подсобное хозяйство, заниматься полезным делом. Разные люди обращаются за помощью государства, чтобы развивать свою предпринимательскую деятельность. Кто-то только начинает пробовать себя на стезе мелкого сельского бизнеса, кто-то уже встал на ноги и задумался над его расширением. Разные и направления деятельности, начиная с производства и заканчивая оказанием услуг. Одно из востребованных и интересных направлений в сфере оказания услуг – спортивная рыбалка. Поклонников этого вида увлечения хоть отбавляй, а вот посидеть на бережке с удочкой да ещё, если повезёт, и трофей добыть не всегда получается, да и негде. Да, есть платные пруды, где и сижи обустроены, и домики для отдыха или беседки есть, да и рыбка водится. Так что «негде» стоит понимать, что нет таких мест поблизости.
В селе Чуланово есть небольшой водоём. Сегодня речь не о том, когда была сделана запруда, для каких целей и кто первоначально задумался о накоплении пресной воды в небольшом населённом пункте. Речь о том, что, будучи бесхозным, небольшой водоём превратился непонятно во что с перспективой полного исчезновения. Большинство жителей села словно и не интересовала судьба водоёма. Каждый занят своим делом, ну и наше извечное «а что мы можем сделать, что от нас зависит?» Кстати, здесь нет попытки кого-то осудить или упрекнуть. Такова наша действительность. Но когда находятся энтузиасты или неравнодушные, изъявившие желание решить проблемы, накапливающиеся годами, как снежный ком, сразу вырисовываются и стоящие в позе оценщика. А если энтузиаст ещё и своими действиями по решению проблемы, не дай Бог, и материальную выгоду будет иметь, то тут и вовсе…
Андрей Слипушенко родился и вырос в Чуланово. За плечами Крюковская средняя школа, педагогический колледж, Белгородский государственный университет. Работал в санатории «Красиво» массажистом, преподавал физкультуру в школе имени Кирова, десять лет отработал в родной школе в Крюково. Не принято считать деньги в чужом кошельке. Молодая семья, дети. Стоит ли поднимать вопрос семейного бюджета, если глава семьи учитель сельской школы? Стал таксовать. Практику массажиста оставил в прошлом, ссылаясь на то, что нет медобразования, хотя практический опыт есть. Что касается водоёма в селе, то для него небольшой пруд, словно оазис среди бескрайних пустынных песков, и самые тёплые воспоминания из детства. И боль, когда видел, что водный объект стремительно умирал на его глазах. Так что те, кто бросает ему в лицо: «Ты влез в пруд ради наживы», совсем не правы. То, что им вложено в благоустройство водоёма и его прибрежной зоны, вряд ли окупится в не столь отдалённой перспективе.
«Долго думал и принял решение вернуть пруд если не в первозданное состояние, то хотя бы его облагородить, – рассказал Андрей Слипушенко. – Посоветовался с главой администрации сельского поселения Владимиром Колесник, который поддержал мои начинания. Вначале думал, что ничего у меня, может, и не получится. Но после оформления необходимых документов решил, что отступать уже нельзя. Отступать некуда, а передо мной – размытая дамба, прибрежная зона, словно дремучий лес: осока по пояс и практически пруд без воды. А ещё я засомневался, когда некоторые из односельчан встретили мою задумку буквально в штыки. Скажу так: два года потребовалось только на то, чтобы почистить пруд экскаватором. На всё про всё из семейного бюджета ушло четыреста тысяч. Короче, что зарабатывал, то и вкладывал в расчистку пруда и облагораживание прибрежной зоны. Упрекают, мол, откуда у меня такие деньги. Двадцать лет я работал, но моя семья все эти годы не шиковала. Большую помощь мне оказывали и оказывают отец и старший сын. Что касается сына, то он не прозябает у телефона или компьютера, чем страдает нынешнее поколение, а занимается конкретным делом. Каждую весну пруд зарыбляем: карп, карась, белый амур. Попробовали с осетром, что из этого получится – не знаю, но пока делаю неплохой прогноз по этому виду рыбы.
В настоящее время рыбаку на пруду можно вполне нормально отдохнуть и даже выловить трофей. Уже попадались 7-килограммовые особи карпа. Построены беседки, есть площадка, где можно что-то приготовить на мангале. Кто уже рыбачил, остались довольны. Есть и те, кому не понравилось. Не в смысле, что что-то не так с прудом или с береговой зоной. Просто некоторые любят большие водоёмы, а есть такие рыбаки, которым по душе «дикие» условия, когда кругом ни души и идеальная тишина. На вкус и цвет, как говорится… Местным жителям рыбалка не запрещена. Но только спортивная.
Заключив социальный контракт, Андрей Слипушенко получил финансовое подкрепление от государства для развития своего начинания. Средства не настолько большие, чтобы закрыть все планы и потребности. Тем не менее при поддержке государства на берегу пруда появилось несколько новых беседок, в пруд подсажено ещё некоторое количество рыбы, продолжится и благоустройство прибрежной зоны.