Вот уже 60 лет во второе августовское воскресенье строители отмечают профессиональный праздник. Профессия строителя – это не только каменщики, плотники, кровельщики, так как сама строительная отрасль, являющаяся одной из самых важных сфер экономики, многогранна. Проектирование, возведение, реконструкция зданий и сооружений, инфраструктуры. Не стоит лишний раз напоминать о важности отрасли для экономического развития не только Российской Федерации, но и всего мира в целом.
Отрасль подразделяется на несколько сегментов, включая гражданское и коммерческое строительство, промышленное и инфраструктурное, и одно из самых сложных – строительство в энергетике. Мир развивается. Строительство тоже не стоит на месте.
Естественно, все задумки и планы воплощают в жизнь люди удивительной профессии, название которой строитель. Для Любови Фёдоровны Степаненко посёлок Борисовка стал второй малой родиной, которой она посвятила всю свою трудовую деятельность. Родилась она в январе сурового для всей страны 1942 года в селе Черёмошное. Местность, в которой она выросла, теперь известна на всю Россию благодаря бренду «Ясные Зори». В её семье не было строителей ни по отцовской, ни по материнской линиям. Как жители сельской местности, из поколения в поколение родственники занимались земледелием. Это тяжёлый крестьянский труд, от зари и до зари, до седьмого пота. Это закалка характера, ковка духа. Люба с малых лет была обучена всему и не боялась никакого сельского труда. В школе училась прилежно, старалась. После учёбы поступила в Белгородский строительный техникум, окончила который с одной четвёркой в дипломе. Направление на работу было в одну из воинских частей Новосибирской области. Но так сложились обстоятельства, что молодой специалист попала в Борисовку.
Фёдор Дмитриевич Куликовский, возглавлявший Борисовский межколхозстрой, был на областном совещании, когда первый раз увидел её. Человек он был с жизненным опытом, прошёл фронт, понимал и чувствовал людей. А ещё он понимал меру своей ответственности за коллектив, планы и взятые обязательства. И причина не в том, что время тогда было такое, строгое. Просто был он очень ответственным за порученное дело и не шибко нуждался в «кнуте и прянике» от райкомов, исполкомов и тому подобного. Ему бы мужика крепкого да опытного в коллектив или парня молодого, полного энергии и задора. Но вот положил он глаз на хрупкую девчушку, почувствовал, что можно ей доверить, что не подведёт. Поговорили. То ли в шутку, то ли в серьёз, так, между делом, намекнул, что в посёлке работает новый клуб и хлопцы в Борисовке –глаз не оторвать.
В Борисовку Люба ехала в одном автобусе с «банкиром» – Григория Семёновича Толстолуцкого только что назначили управляющим Госбанком. Ехал он принимать дела без семьи, для него тоже Борисовка была полна загадок и неизвестности. Ехали оба в неизвестность, где уже через некоторое время поймут, что вся дальнейшая жизнь будет связана с Борисовкой, в которой им обоим судьба уготовила заслужить уважение. Её, как новоиспечённого выпускника строительного техникума, после собеседования Фёдор Дмитриевич назначил на должность мастера. Как же встретили молодого специалиста те, кто на стройках продут жёсткими зимними ветрами, кто палим летним солнцем? На удивление дружелюбно. Самое интересное, что при ней никто в разговорах не использовал ненормативную лексику. Было неудобно? Или зауважали с первого дня? И где это видано, что стройка да без мата? Люба уважительно относилась ко всем работникам, с подчинёнными соблюдала дистанцию. Где нужно – спросит, что-то подскажет, а иной раз и сама без стеснения посоветуется с опытным строителем. Старание и то, что молодой специалист без проблем увязывает полученные в учебном заведении знания с практикой, быстро были замечены и оценены руководством Межколхозстроя. Объёмы работ строительной организации, которая несколько раз меняла своё название, увеличивались не по дням, а по часам. Естественно, выросла нагрузка на специалистов производственно-технического отдела. Проекты, специальная техническая документация – горы до потолка. А без этого, без элементов привязки, без спецификации как строить?
Любе предложили перейти на должность инженера ПТО. Подумав, дала согласие. Да так и проработала 40 лет в одной организации, в одном коллективе.
«Что только нам не приходилось строить и реконструировать», - вспоминала в разговоре Любовь Фёдоровна. – Объёмы строительных работ были просто колоссальные. Мы возводили объекты всем сельскохозяйственным предприятиям, но приоритет, безусловно, был за коллективными хозяйствами. Очень много строили жилья, объектов, как тогда называли, соцкультбыта. Наши специалисты владели знаниями и опытом возведения арочных животноводческих помещений. Много построили школ, корпус агромеханического техникума. Наш коллектив строил все объекты, которые связаны с центральной районной больницей. Фёдор Дмитриевич Куликовский и главный врач больницы Владимир Константинович Холодов ездили по вопросу проектирования в Москву. Непростое было это дело в ту пору. Проект, что называется, выбили. Когда мы приступили к строительству корпуса больницы, нам говорили, что такой больницы в белгородской области больше нет нигде. Представьте: лифты, подземные переходы, пищеблок – всё это компактно, отдельный инфекционный корпус. Даже приходилось слышать, что не слишком ли Борисовка замахнулась. Но, если честно, всё, что было положено на строительство, нам область выделила. На тот момент больницы такого плана, как у нас, нигде в области не было. Всякое было за годы работы. Были и бессонные ночи, была и работа в праздник и в выходной день. А в летний период, как подшефному предприятию, – по гектару сахарной свёклы на прополку в колхозе. Приходилось после прополки свёклы выходить на основную работу и делать то, что необходимо и безотлагательно. Бывали периоды, когда домашнее хозяйство отходило и вовсе на второй или третий план. Спасибо, покойный супруг понимал меня, помогал во всём. Всё-таки женщине тяжело: и на работе нужно, и не абы как, и дома, чтобы всё блестело. Мне повезло с работой потому, что рядом всегда были прекрасные люди, замечательные руководители. Работать довелось с руководителем с большой буквы Фёдором Дмитриевичем Куликовским. На смену ему пришёл руководитель с неиссякаемой энергией и знающий строительное дело Виктор Фёдорович Пономаренко. Несколько лет работала с Николаем Васильевичем Кравченко. Его руководство коллективом совпало с непростыми временами. Я бы даже сказала, очень сложными. Находила общий язык и относилась с большим уважением к мастерам, которых в районе и за его пределами знают и помнят как опытных строителей и организаторов просто по фамилиям. Михаил Григорьевич Толстолуцкий, Валентин Иванович Кононов, Николай Васильевич Безродный, Михаил Гаврилович Гнедов, Пётр Иванович Куртов. Да и не всех перечислила. Всегда добрым словом вспоминаю начальников ПТО: Лидию Дмитриевну Гетман, Галину Матвеевну Гринченко, Михаила Ивановича Полянского, Анну Николаевну Диденко, Сергея Дмитриевича Червонящего. Очень повезло мне, что работала рядом с девочками из бухгалтерии: Екатериной Михайловной Целих, Валентиной Александровной Осадчей, экономистом Ниной Ивановной Кузьменко».
Прекрасные люди. А главный инженер Владимир Викторович Белевцев?! У каждого из них была своя судьба, но каждый из названных был увлечён общим делом. Когда-то в молодости, когда я ещё только- только окончила учёбу в школе, тянуло меня в Харьков.
Тогда не сложилось, а сейчас и не жалею, что так в жизни всё получилось. Прожила много лет с надёжным человеком. Воспитали двух прекрасных сыновей. Сейчас вот радуюсь успехам внуков. На заслуженном отдыхе вроде бы, а не сижу и не скучаю от безделья. Есть небольшой участок, маленькое хозяйство с живностью. Коль привыкла я с детства рано подниматься и заниматься по хозяйству, да так до сих пор от привычки и не отказываюсь.
Сыновья не стали профессиональными строителями, хотя многое умеют и знают, как и что делать. Похоже, что и внуки не пойдут по пути бабушки. И не беда, что в семье Степаненко не складывается строительная династия – у каждого свой путь. Главное, что их пути имеют правильное направление – созидание. А созидатель, по большому счёту, и есть тот же строитель, создающий что-либо. И не важно, что. Лишь бы на пользу всем и каждому в отдельности. Любовь Фёдоровна приятна в общении. От неё действительно идёт какая-то непонятная энергия, которая по-особому согревает и вызывает на вполне откровенный разговор. А её глаза?! Взгляд проницательный, но полный доброты и теплоты, присущей настоящей женщине, которая многое видела на своём веку, многое пережила.