

День народного единства служит напоминанием, что уважение к общему прошлому формирует основу для общего будущего. Важнейшим связующим звеном между прошлым и будущим являются историко-краеведческие музеи. Наша сила в единстве, а крепче всего объединяет людей любовь к Родине, которая начинается с любви к городу, посёлку или селу, где родились, к своему дому и семье. Из этой любви вырастает чувство патриотизма, то есть готовность отстаивать интересы Отечества даже ценой собственной жизни, если это потребуется. Об этом очень точно сказал борисовский краевед и первый руководитель Борисовского историко-краеведческого музея Сергей Митрофанович Кальницкий: «Краеведение способствует воспитанию у молодёжи чувства патриотизма, ибо любовь к Родине прежде всего связывается у человека с местом, где он родился, учился и вырос... »
Реэкспозиция историко-краеведческого музея стала памятным и желанным подарком в юбилейный год Великой Победы для всех жителей и гостей Борисовского района. Торжественное открытие обновлённого учреждения состоялось 7 августа – в День освобождения Борисовского района от немецко-фашистских захватчиков.
Традиция гражданской активности, заложенная в середине XX века первыми энтузиастами-краеведами, находит своё продолжение и сегодня. Ярким примером стал 2011 год, когда музей обрёл новый дом в стенах отреставрированной Успенской школы. Это знаковое событие произошло благодаря Почётному жителю Борисовского района Владимиру Александровичу Скляренко. Он выкупил здание из федеральной собственности за средства своего предприятия и безвозмездно передал его району, который в свою очередь в непростые времена нашёл ресурсы для его капитального ремонта. Так, совместными усилиями властей, бизнеса и общества была написана одна из важнейших глав в современной истории музея, доказав, что сила народа — в единстве и уважении к своему прошлому. Эта связь эпох, благодаря гражданской активности, укрепляется и в XXI веке.
Комплексное обновление внутреннего пространства музея, завершившееся в 2025 году, реализовано в рамках благотворительного направления 78-31 компании «Архитектура музея» для содействия в сфере культуры и музейного дела. Художником по экспозиции выступила генеральный директор компании Юлия Алюшина, автор научной концепции – директор Борисовского историко-краеведческого музея Диана Новицкая. Она рассказала нашей газете, как родилась и воплотилась эта идея.
«Не сказать, что до этого мы ничего не делали. С 2011 года вносились значимые изменения в тематически-экспозиционный план. В результате первый и второй залы были оформлены по всем канонам и правилам, которые предъявляются к современным историко-краеведческим музеям, а третий немного выбивался из контекста, и хотелось более гармонично вписать его в общую картину. Время идёт, требования меняются, и к моменту нашего знакомства с Юлией Алюшиной вопрос необходимости обновить экспозицию стоял довольно остро. Юлия Владимировна, как опытный профессионал и человек, стремящийся развивать музейное дело, уже после первого своего посещения заинтересовалась нашей экспозицией и проявила желание помочь. Для «Архитектуры музея» работа с нашим учреждением стала первым благотворительным проектом по преображению внутреннего пространства такого плана. Хотя для них это – не первый проект в Белгородской области», – рассказала Диана Новицкая.
Изначально реэкспозицию планировали провести только в третьем зале. Но, благодаря безвозмездной помощи гендиректора «Архитектуры музея» и команды её единомышленников, преобразились все залы, а в третьем работа будет продолжена и в следующем году.
«Если не вдаваться в подробности, стояла задача максимально осовременить пространство и подачу материала, не меняя глобально само наполнение коллекций. Меньше чем за полтора года работа проведена колоссальная во всех смыслах, – подчеркнула Диана Новицкая. – В самом начале был разработан и согласован эскизный проект и бренд нашего музея, который вы можете увидеть в элементах обстановки и убранства. На стадии проектирования коллектив музея разработал научную концепцию. На основе работы с источниками и материалами мы проводили доукомплектование, а художник по экспозиции, зная, что уже есть и что ещё будет подготовлено, решала вопросы размещения, оформления и подбирала наиболее эффективные способы визуализации той или иной информации или экспонатов. Каждый шаг и идею мы обсуждали в открытом диалоге и всегда приходили к обоюдному согласию. Нашей общей задачей было создать такое пространство, которое стало бы местом притяжения для посетителей абсолютно всех возрастов, социальных статусов и интересов: от воспитанников детских садов до представителей научного сообщества. Уверена, что нам это удалось. Наиболее ценные и интересные экспонаты получили достойное обрамление с помощью музейного оборудования, музейного света, приёмов визуализации. Например, у нас есть хорошая коллекция археологии, в частности, каменных топоров, которая неизменно привлекает людей научного мира. На основании нашей археологической коллекции нынешний председатель Научно-методического совета при Управлении охраны объектов культурного наследия города Севастополя, доцент Севастопольского государственного университета, кандидат исторических наук, аттестованный эксперт Минкультуры России по проведению государственной историко-культурной экспертизы Татьяна Сарапулкина в своё время проводила научно-исследовательскую работу. Наш коллектив, как автор научной концепции, расставлял акценты в каждом из залов: выявляли, что должно составить стержень экспозиции. При этом вместить всё, что хотелось бы, невозможно, поэтому и наполнение, и способы представления мы обсуждали с командой «Архитектуры музея», а потом непосредственно участвовали и в реализации наших совместных решений: монтировали, клеили, красили».
Как отметила Диана Новицкая, существенных изменений в научной концепции не произошло, потому что в основе остался историко-хронологический принцип повествования. Преобразилось само пространство, в которое гармонично вписались новые экспонаты, музейное оборудование и современные элементы декора. Так, например, постеры в зале, посвящённом нашим знаменитым землякам, позволили представить больше фотографий и документов, чем было прежде, при этом всё выглядит компактно и эстетично. В третьем зале установлены монофоны, благодаря которым все желающие могут самостоятельно прослушать историческую информацию. Также планируется монтаж трёх мониторов, на которые будет выводиться соответствующий видеоконтент.
Для Борисовского историко-краеведческого музея 2025 год наполнен знаковыми событиями. Ещё до завершения реэкспозиции ко Дню Победы здесь состоялось открытие выставки «Цветы памяти», которую спроектировали и реализовали всего за 20 дней. Она, безусловно, удалась авторам и вызвала неподдельный интерес у посетителей.
«В ходе работы над выставкой я смогла найти архивные фотоснимки, на которых жители Белгородчины встречают воинов-освободителей с цветами. На нашу территорию радость освобождения пришла в августе 1943 года. Разные населённые пункты освобождали в разное время, но всегда победителей-освободителей встречали с цветами. На одном из снимков в букете можно увидеть даже комнатные цветы: люди благодарили бойцов от чистого сердца чем могли, несли солдатам и скромное угощение, и какие были цветы. Где-то с подсолнухами стоят, где-то с сиренью, где-то с полевыми цветами. Выставка дополнена предметами времён Великой Отечественной войны: снаряды, осколки, части вооружения советской и германской армий. Но лейтмотив выставки – память о Победе, в которой неразделимы радость освобождения и горечь невосполнимых утрат. Цветы здесь выступают как символ торжества жизни над смертью, победы памяти над забвением. Мы помним – мы гордимся! Основоположником плеяды жителей Борисовского района – Героев Советского Союза – стал Илья Иванович Климов. Он получил это высочайшее звание до начала Великой Отечественной войны – в ходе советско-финской кампании в 1940 году. И уже в Великую Отечественную многие совершали героические поступки, следуя его примеру. В ходе экскурсий мы иллюстрируем рассказ об экспозиции стихотворениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, в которых есть упоминания о цветах».
Люди продолжают идти на выставку и организованными группами, и индивидуально. Поэтому в честь 80-летия Великой Победы авторы решили оставить её до конца этого года, а работу по реэкспозиции третьего зала, где она располагается, продолжат в следующем. К тому же экспозиция третьего зала недавно пополнилась ценнейшими экспонатами: в День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности наши земляки – лауреаты премии Г.Я. Горина – передали музею свои мантии. Они займут одно из центральных мест в экспозиции, посвящённой развитию народного хозяйства в нашем районе.
«Очень сложно что-то убирать из экспозиции, поэтому сейчас мы стараемся проработать интерьер третьего зала так, чтобы он был максимально мобильным и эргономичным для более удобной смены отдельных зон и оформления тематических выставок. Кстати, мы уже приступили к обсуждению новогоднего проекта. Совсем недавно из Санкт-Петербурга в наш музей прибыли замечательные экспонаты, имеющие особую ценность и значимость как для нашего музея, так и для сохранения истории нашего края в целом. В ближайшее время они займут достойное место в обновлённой экспозиции. Но пока не будем приоткрывать завесу тайны, а расскажем об этом знаменательном событии позднее, – сообщила Диана Новицкая. – Благодаря совместному проекту с районным Советом ветеранов и местным отделением партии «Единая Россия» у нас появилась мини-типография. Это открывает новые возможности для создания печатной продукции разного плана. Например, мы можем выпускать небольшими тиражами сборники статей по итогам краеведческих чтений или научных конференций, проводимых на базе музея, издавать тематические фотоальбомы и сборники на основе фондовых коллекций».












