Всероссийский конкурс среди учащихся средних школ «Большая перемена» стартовал в 2020 году. В нём приняло участие более миллиона школьников из всех регионов страны. Это состязание должно было выявить самых смекалистых, талантливых, обладающих креативным мышлением девушек и ребят, которые в будущем наверняка изменят жизнь нашей страны к лучшему.
Проект позволил школьникам проявить себя в различных сферах деятельности – журналистике, искусстве, решении экологических проблем, истории, в области науки и технологий, организации туризма, развитии городской среды, в волонтёрстве. Это — новая платформа для самореализации, раскрытия таланта, творческих способностей и выбора профессии. Победители конкурса получат значительные денежные призы и возможность поступления в лучшие вузы страны. А в следующем году финалисты станут обладателями путёвок в черноморский лагерь «Артек».
Борисовские школьницы Елизавета Хуторная и Екатерина Дебёлая вышли в полуфинал конкурса. Екатерина, пройдя отборочные туры, имела возможность соревноваться за выход в финал. А Елизавете повезло менее: вынужденные карантинные ограничения вывели её из дальнейшей борьбы.
Ученицу 9 класса Борисовской школы №2 Екатерину Дебёлую заинтересовала тема путешествий. «Познавай Россию» — именно так называлась тематика выбранного ею направления. В рамках проекта надо было составить железнодорожный маршрут для путешествий по редко посещаемым достопримечательностям. Успешно решив эту задачу и набрав необходимое количество баллов, Катя прошла в полуфинал конкурса. Алёна Шаповалова – её преподаватель русского языка и литературы и классный руководитель — помогала в создании проекта.
«В подмосковном лагере на полуфинал собрались победители региональных этапов конкурса. Там все участники разделились на группы, и нам были предложены новые тематические задания. Наша группа решала экологическую задачу – уменьшение углеродного следа человека. В группах соревнующихся присутствовали наблюдатели, которые оценивали работу каждого участника по балльной системе», — рассказала Екатерина Дебёлая
В процессе жизнедеятельности человека выделяется огромное количество углекислого газа и метана, которые, в свою очередь, приводят к серьёзным климатическим изменениям. Углеродный след – это совокупность выбросов всех парниковых газов, произведённых человеком, который измеряется в метрических тоннах углекислого газа. Он может быть рассчитан как для целых предприятий и организаций, так и для одного человека. Этим и занималась группа ребят, в составе которых была Екатерина. Оказывается, уменьшение углеродного следа – вполне разрешимая задача. Но для этого человеку необходимо соблюдать определённые правила и отказаться от некоторых привычек: по возможности больше ходить пешком или пользоваться общественным транспортом, делать выбор в пользу наземного транспорта вместо воздушного, использовать в пищу продукты местного происхождения, сократить потребление мяса, бережно относиться к одежде и бытовым предметам. Но углеродный след можно не только уменьшить, но и компенсировать с помощью посадки деревьев, использования альтернативных источников энергии. В целом каждому человеку необходимо усвоить «экопривычки», и в масштабах страны и даже планеты это даст глобальные изменения в экосистеме. Сработает «эффект бабочки», который связан с идеей о том, что даже взмах крыла бабочки может создать крошечные изменения в атмосфере Земли, что в конечном итоге предотвратит целое торнадо в определённом месте.
Не добрав некоторое количество баллов, Екатерина не смогла выйти в финал конкурса. Но общение со сверстниками, работа по решению столь интересных и креативных задач, вне всякого сомнения, оставят след в душе, а приобретённый опыт пригодится в будущем.
Елизавета Хуторная, ученица 11 класса Борисовской средней школы имени Рудого, выбрала для себя тематический раздел «Делай добро», который связан с инновациями в социальной сфере – общественными инициативами, социальным предпринимательством, добровольческими движениями.
«Я сделала этот выбор, потому что тема социального проектирования мне наиболее близка, — отметила старшеклассница. – Я уже имела опыт работы в сфере улучшения жизни людей. На первом этапе надо было сделать личную презентацию, рассказать о своих увлечениях. А дальше мы приступили непосредственно к написанию тематического проекта с одноимённым названием – «Делай добро». В работе мне помогала мой руководитель Оксана Дудкина, заместитель директора школы. Мной была выбрана тема о сплочении соседей многоквартирного дома. В домах и на придомовых территориях зачастую есть определённые проблемы, решить которые можно только сообща. Поэтому главная задача состояла в сплочении жильцов вокруг какого‑либо мероприятия».
Перед Лизой стояла сложная задача. Ведь проект создавался для гипотетического дома с предполагаемыми недочётами. Однако сохранение чистоты в подъездах, создание палисадников – задачи, которые необходимо решать в каждом доме. Прежде всего, надо привлечь внимание к проблеме, заинтересовать и организовать людей. И упор был сделан на благоустройство территорий с привлечением инициативных людей и помощи администрации и спонсоров. Тогда мероприятие в отдельно взятом дворе получит огласку и выйдет на районный уровень, а также явится добрым примером для подражания. Развив хорошую идею и сделав её визуализацию, Елизавета получила высокую оценку проекта, с которым вышла в полуфинал конкурса «Большая перемена». Но участие в нём не было суждено по причине карантинных мер.
Мы живём в эпоху больших перемен. Вот и прошедший год внёс свои коррективы в привычный ход жизни. Но сотворение добра – пусть и умозрительное – обязательно должно принести прекрасные плоды в своё время. Ведь в меняющемся мире неизменными останутся лишь непреходящие ценности.