Улица, носящая имя Героя Советского Союза Анатолия Михайловича Рудого, несколько раз меняла своё название. Была она и Заречной, и Подорожками. Здесь родилось много людей, которые приумножили славу нашего края, защищали Родину, восстанавливали её из руин. Призванные на военную службу воевали с врагом. Но были и те, кто ковал Победу в тылу, сутками стоя за станком, вытачивая снаряды или восстанавливая детали бронетехники.
Андрея Мамай многие в нашем районе помнят до сих пор. Помнят — как замечательного специалиста, прекрасного человека, порядочного и принципиального. Помнят его золотые руки, металл в которых был словно игрушка. Обычно его все уважительно величали Кузьмичом. Ему не довелось сражаться с врагом с винтовкой в руках или ходить в разведку. Но в долгожданную Победу и он внёс свой вклад: как специалиста слесарного дела его с первых дней войны отправили на танкоремонтный завод.
Кузьмич родился 7 мая 1912 года в большой семье. В его роду встречались и крестьяне, и ремесленники. Старожилы рассказывали, что предки по отцовской линии у него были кузнечных дел мастерами, а также мастеровыми, которые занимались изготовлением декоративных изделий из металла. Детство Кузьмича прошло в живописном уголке посёлка, где и лес рядом, и река полноводная. Друзей у него тогда немного было. Но вот с одним мальчишкой дружил, что называется, с младых ногтей. Но тогда, конечно, он даже предположить не мог, что друг его — будущий Герой Советского Союза – Анатолий Михайлович Рудой. Вместе ходили в школу, вместе собирали грибы и ягоды в лесу. В общем, были не разлей вода. Оба занимались в ремесленном училище, постигали азы слесарного дела. После окончания Андрей Мамай начал свою трудовую деятельность в Борисовской МТС, которая в то время располагалась на территории школы, носящей сегодня имя Героя Рудого.
То, что у Андрея золотые руки и он, несмотря на молодые годы, мастерски и с творчеством выполняет слесарные и ремонтные работы, руководство заметило с первых дней. Техника в то время была не сравнима с нынешней. И хотя в ней не было электроники, сложностей в ремонте хватало.
Незадолго до войны люди чувствовали, что грядёт беда. Тем не менее жизнь продолжалась. Строились дома, создавались семьи, у каждого были свои планы. Всё это оборвалось в один миг – 22 июня…
Борисовцев начали отправлять на фронт. К военному комиссариату потянулись добровольцы. Андрею была выдана бронь и предписание, в котором было сказано, что он как хороший специалист направляется в Днепропетровск на развёрнутый на одном из предприятий танкоремонтный завод. Прибыв туда, сразу стал у станка. Приходилось работать с полной отдачей. Жёсткие требования, железная дисциплина, скудное питание… Ему, как и многим другим ремонтникам, приходилось работать в цехах если не полные сутки, то большую их часть точно. Иной раз Андрей просто валился с ног от усталости. Но понимание того, что бронетехника, как воздух, нужна фронту, укрепляло его силы и закаляло для будущих, более тяжёлых трудовых испытаний.
Танкоремонтный завод работал круглосуточно. Подчас специалиста некем было заменить, чтобы тот отдохнул. Некоторые спали прямо у станков. Впрочем, вряд ли это можно назвать полноценным отдыхом: стоит гул, кругом всполохи сварки, а от ударов молота содрогаются стены и пол… Но это не было самым страшным для работников танкоремонтного завода. По цехам пошла недобрая молва о том, что враг стремительно наступает, подминая под себя части Красной Армии, зверствуя, оккупирует всё больше и больше городов и населённых пунктов. А когда он напрямую рванул к Днепру, было принято решение танкоремонтный завод и другие предприятия города в срочном порядке эвакуировать в глубокий тыл…
Сапог фашиста вступил в Днепропетровск 25 августа 1941 года. Оккупация длилась до 25 октября 1943 года. Неимоверных усилий и огромного числа жертв потребовалось от Красной Армии, чтобы освободить от врага этот город.
Андрей Мамай продолжал работать на эвакуированном заводе. Иной раз получалось так, что одновременно приходилось чинить и танки, и самоходные орудия. Было намного сложнее, чем тогда, когда завод был развернут в Днепропетровске. Но полученная там закалка помогала бороться с трудностями, работать под открытым небом, без сна и впроголодь. А ещё его, как и других работников, воодушевлял лозунг «Всё для фронта, всё для Победы». Сегодня трудно сказать, сколько бронетехники было отремонтировано с участием Андрея Мамай. Но свой вклад в долгожданную Победу он внёс однозначно.
Весть о Победе работники завода встретили с ликованием. Пусть уставшие и полуголодные, такие, что силы вот — вот покинут их, но всё же дождавшиеся великого события! Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Андрей Мамай был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
После окончания войны Кузьмич вернулся в Борисовку. Без дела не сидел ни одного дня. Вновь МТС. А когда было образовано районное объединение «Сельхозтехника», устроился на работу в эту организацию. В те времена район был намного больше, чем сейчас. Работали более 20 сельхозпредприятий и организаций, их обслуживающих. Кузьмич проявил себя как мастер по ремонту двигателей, станков и оборудования. В 60 лет вышел на заслуженный отдых. Но руководство объединения попросило его ещё немного поработать. Это «немного» вылилось в несколько лет. И когда здоровье начало изрядно пошаливать, Кузьмич окончательно отказался от работы в райобъединении. Занялся домашним хозяйством, помогал супруге на приусадебном участке. Но шибко не разгонялся, так как сильно болели ноги. У него даже походка была особенная, говорящая о том, что каждый шаг даётся ему непросто. Сказались военные годы, когда сутками за станком, а порой — и по колено в снегу. И даже в последние годы жизни Кузьмича не забывало руководство предприятия. Случись какой аврал, посылали за ним. И если не мог он уже сам что‑то отремонтировать, его совет или консультация были очень ценными для менее опытных товарищей.
«На редкость мастеровой человек, — вспоминал бывший заместитель управляющего «Сельхозтехникой» Тимофей Кравченко. – Когда я пришёл в эту организацию, Кузьмич был уже в солидном возрасте. Хорошо разбирался в двигателях, мог отремонтировать и наладить любое оборудование в мастерской. Я его запомнил как немногословного человека. Он больше делал, чем говорил. Я был наслышан, что он в годы войны ремонтировал танки и самоходки. Но лично он об этом никому не рассказывал. Насколько я понимаю, то, чем занимался Кузьмич в годы войны, было очень важно для армии. По статистике в среднем каждый танк прошёл четыре ремонта. Одно дело мелочовка, которую могли устранить в полевых условиях. Другое дело, когда технику нужно было ремонтировать капитально. Многие занимавшиеся этим потеряли здоровье в годы войны. Зачастую станки и оборудование эвакуированных танкоремонтных заводов ставили в открытом поле, в зимнее время прямо в снегу. Технику начинали ремонтировать, а стены и перекрытия возводились уже по ходу работы завода. Люди, которые ковали Победу в тылу, заслуживают не меньшего уважения, чем фронтовики. Не было бы у нас мощного тыла и самоотверженного труда его работников, не было бы и Победы».
Наиболее точно и справедливо о работе тыла высказался Маршал Жуков. Он отметил, что народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны по размаху и значению своему для судьбы нашей Родины равна величайшим битвам Второй мировой войны. Внёс свой вклад в Великую Победу и наш земляк, самоотверженно трудившийся на одном из важных для фронта направлений – восстановлении бронетехники.