Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
94.32
+0.25$
100.28
+0.34
+11 °С, облачно
Белгород

Ровесник Госавтоинспекции. Борис Сусла отдал службе в ОВД Борисовского района 33 года

3 июля 2021, 10:50Общество
Фото: Виктория Саблина

Для кого‑то он – человек-легенда, для кого‑то – уважаемый, справедливый госавтоинспектор.

Каждый человек, встреченный на жизненном пути и, как вспышка, перевернувший в твоём сознании отношение ко многим ситуациям, к работе, вписывается в наш генетический код. Особенно это касается неординарных личностей. 

После окончания школы в 1987 году, чтобы поступить на факультет журналистики, мне пришлось заработать себе год трудового стажа. Такие были тогда условия поступления. Судьба привела меня в дирекцию киносети Борисовского района, и я познакомилась с её руководителем Иваном Юнченко. Человеком, который жил работой. Не зря он был заслуженным работником культуры РФ. 

Но при чём тут Госавтоинспекция, спросите вы? Именно в 1987 году Борис Григорьевич Сусла был назначен начальником Госавтоинспекции Борисовского района Белгородской области, в территорию обслуживания которого входила грайворонская зона. Кстати, Грайворонский район в 1989 году отделился от нашего, а вот дирекция киносети ещё долгие годы обслуживала два района. Где кино и где ГАИ! В чём связь? Дружба Ивана Филипповича Юнченко и Бориса Григорьевича Сусла началась ещё в начале 70-х годов, то есть на момент моего знакомства с ними это уже были старые друзья и коллеги по работе. Дело в том, что в 1974 году тогда ещё старший госавтоинспектор Борис Сусла задумался над тем, как улучшить профилактику дорожно-транспортного травматизма. На тот период было много белых пятен в работе с автомобилистами. А организованных водителей в колхозах и автотранспортных предприятиях было более двух с половиной тысяч человек, автомобилей в частном секторе – около семисот. Вот тут‑то интересы кино и ГАИ и пересеклись. Сусла и Юнченко придумали кинолекторий «Автомобиль, пешеход, дорога». Борис Григорьевич организовывал техосмотры транспортных средств на предприятиях, а Иван Филиппович обеспечивал кинороликами на тему ПДД и киномеханиками. Кроме того, заранее проводилась, как сегодня бы сказали, «рекламная кампания». Изготавливались специальные плакаты, буклеты, прописывались места проведения кинолекториев, темы документальных фильмом и роликов. За такую совместную работу, которая потом ставилась в пример на областном уровне, Юнченко получал свои заслуженные награды, а Сусла в 1975 году стал «Лучшим госавтоинспектором Белгородской области». Об опыте работы Бориса Григорьевича писали в журнале «Советская милиция». В Борисовку на показательные техосмотры приезжали коллеги из других регионов.

Это моя личная история знакомства с этими двумя мужчинами. Для семнадцатилетней девчонки, попавшей в такую команду энтузиастов, корректных и понимающих руководителей, да и просто интеллигентных мужчин, это была отличная школа жизни. Ведь меня поставили ответственной за кинолекторий «Автомобиль, пешеход, дорога». И фильмы расписывала в соответствии с графиком техосмотров, и киномехаников контролировала, и на сами техосмотры частенько вместе с Борисом Григорьевичем выезжала. Так что многих в колхозах и транспортных предприятиях района, и коллективы водителей знала лично. И рассказ о Борисе Григорьевиче как о человеке в истории госавтоинспекции может получиться немного лиричным. Ведь с этим человеком я дружу до сих пор.

Борис Григорьевич родом из Борисовки. И – о судьба! – родился он на месяц позже создания ГАИ в нашей стране – 3 августа 1936 года. Военное детство повернуло так, что в первый класс пошёл в девять лет – 1 сентября 1945 года. После школы была работа токарем на военно-механическом заводе в городе Харькове, откуда его и призвали в ряды Вооружённых Сил СССР. Армейская судьба забросила его в Германию, в роту механиков-водителей. Вместе с ним служили солдаты-сверхсрочники, которые остались там после войны, так что дисциплина была там на самом высоком уровне. Он к ней приучился и пронёс через всю жизнь. Прослужил Борис Григорьевич там три года, был старшиной учебной танковой группы. Оставляли его и на сверхсрочную.

«Отписался родителям об этом, а они ни в какую не соглашаются. Мол, младший сын тоже идёт в армию, а на кого нас бросаете?! – вспоминал он. – Так и вернулся я в Борисовку, хотя иногда и жалел, что не остался в Германии. Первое время служил в фельдъегерской связи. В 1960 году окончил курсы водителей при борисовском училище. В районном отделе милиции службу дознания возглавлял тогда Иван Андреевич Крылов, вот он‑то меня и позвал работать к себе. Начинал я водителем-милиционером. Дата прихода в органы внутренних дел – 9 мая 1962 года. Через год прошло объединение районов. В Борисовский вошли территории Томаровского, Яковлевского и Грайворонского районов, руководил отделом внутренних дел тогда Митрофан Григорьевич Безрукавников. Я – всё ещё водитель-милиционер. В 1971 году поменялось начальство, пришёл Виталий Борисович Турбин. Вот с ним‑то мы вошли в плотную трудовую и дружескую упряжку. Здание милиции тогда располагалось в маленьком помещении по улице Советской, возле знаменитой «шашлычной». Когда приезжали на совещания представители всех территорий, то приходилось искать помещения, чтобы разместиться. А на улице Куйбышева на то время уже как шесть лет стоял долгострой под новое помещение милиции. Вот туда‑то меня Турбин и назначил прорабом, конечно же, я оставался и водителем-милиционером. За полтора года мы довели стройку до ума, и в 1974 году борисовская милиция праздновала новоселье. Так что в этом здании я знаю каждый кирпичик, где какая проводка и как работает отопление».

Да, Борис Григорьевич всегда был хозяйственным мужчиной и сотрудником ответственным. В ноябре 1972 года его назначили старшим госавтоинспектором. Перед ним эту должность занимали Дмитрий Денисович Лютый и Василий Кузьмич Буслаев. С приходом на эту должность, как я уже писала выше, Борис Григорьевич стал внедрять современные методы по пропаганде соблюдения Правил дорожного движения. И надо сказать, что кинолекторий «Автомобиль, пешеход, дорога» был не только стоящим профилактическим мероприятием, но и праздником встреч людей, связанных одними интересами. Ведь в те времена не то что интернета не было, телефонная связь не всем доступна. Так что тут верна фраза: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Вот так его и «привлекли» на службу в Госавтоинспекцию.

Это только в фильмах у сотрудников ГАИ романтический антураж, на самом деле – адский труд днём и ночью. Сегодня мы возмущаемся качеством дорожного покрытия, мол, ямочный ремонт не ахти, машины бьются. Время не стоит на месте, должно быть качество во всем, но я бы подчеркнула: надо всегда начинать с себя. Но это уже отступление от темы. А вот почти полвека назад, когда Борис Григорьевич начинал службу в ГАИ, и дорог‑то не было везде асфальтированных, а в пользовании у него до 1979 года был мотоцикл. В начале М-72, потом М-67 (патрульный, с рацией). 

С появлением в 1979 году автомобиля «Москвич» стало комфортнее добираться до места происшествия. Тут нужно отметить, что в каждом колхозе, а значит, в каждом селе был общественный пост ГАИ. То есть пока Борис Григорьевич доедет до деревни, где столб сбили или корову, то местные общественники уже соберут для него нужную информацию. Их помощь была очень важна. Ведь до 1987 года сотрудников ГАИ на весь район было четверо с учётом инспектора ДПС. Эту должность занимал Михаил Иванович Питимко. Его Борис Григорьевич считал надёжным, верным товарищем и профессионалом своего дела. В 1987 году ДПС стало отдельным подразделением в составе ГАИ. А так все трудности службы делили поровну.

«Когда проходили техосмотры как государственного, так и личного транспорта, то руководство зачастую просило не сильно задерживать механизаторов. Ведь это как раз была пора весенних работ в поле, и каждый час простоя дорого обходился. Хочу сказать, что я шёл навстречу. Ведь знал не только каждую машину, но и характеристику её хозяина. Не секрет, что именно трактористы и мотоциклисты были частыми нарушителями. Одни работают в поле, и не видно, как они «провели вечер накануне», а другие – со своим скоростным режимом головной боли добавляли. Когда нарушался закон, то для меня были все равны – и простой механизатор, и руководитель предприятия. Не раз такие случаи бывали в моей практике. Вот вы сказали о романтике службы, а вот вам реальность жизни. За время работы в органах внутренних дел, а это без малого 33 года в целом и 22 в ГАИ, у меня было четыре ранения. Первый случай – ножевое ранение при вызове на драку возле военкомата во время проводов в армию. Ну тогда мало какие проводы обходились без неё. А ещё три не буду описывать… И кирпичом мог получить, да мало ли какой дури в голове нарушителей не бывает. Приходилось выходить и на задержание убийц, оба случая в сёлах ныне Грайворонского района. Был и переговорщиком, как сейчас говорят. Человек после совершённого преступления закрылся в доме с ружьём. А меня пустил, так как знал лично. Всё обошлось тогда. Хотя вот думаю сейчас, чего мне не сиделось дома, чего пошёл в тот дом! Наверное, и сейчас бы поступил так же. Семья уже привыкла тогда, что каждый вечер уходил на «ночные выезды» и обязательно к утру ловил до пяти нарушителей. Сейчас моим коллегам в этом отношении намного тяжелее. Слишком много нарушителей. В наше время не было этих наркотиков и всякой другой дури. Водители попадались пьяные, но было больше уважения к профессии и ответственности как к себе, так и к другим участникам дорожного движения. Очень люблю и уважаю женщин, но вот к тем, кто за рулём, относился и отношусь очень боязливо. Сейчас, кажется, половина всех водителей – женщины. В середине 70-х годов в автотранспортных предприятиях их было всего две. А первая женщина-автолюбитель в Борисовке появилась в начале 70-х годов, это была сотрудница торгового учреждения. Вот вы спрашивали, завидую ли в чём‑то своим нынешним коллегам? Да, есть такое дело. Это их техническое оснащение и экипировка по сезону. Нам о таком можно было только мечтать. Но современным госавтоиспекторам надо помнить, что наша служба – самая ведущая и массовая в ОМВД. У нас профессиональная подготовка во всех направлениях. Это и розыск, и ОБЭП, и техническая сфера. Это самая близкая к человеку служба. Любое ошибочное действие оценивается населением. Авторитет сотрудников ОМВД во многом зависит от нас», — поделился собеседник.

Борис Григорьевич Сусла ушёл на заслуженный отдых в 1994 году, но остался при деле. Ведь ещё в 1987 году его выбрали председателем Совета ветеранов правоохранительных органов. Не буду расписывать, чем за эти почти 35 лет приходилось заниматься этому ответственному и неугомонному человеку, поверьте на слово, везде у него порядок и до всего есть дело: будь то пенсионеры отдела, вдовы погибших или умерших сотрудников, а уж работа с подрастающим поколением чего стоит! Ведь в одной из борисовских школ есть классы с кадетами — юными инспекторами дорожного движения. 

Для кого‑то Борис Григорьевич Сусла – человек-легенда, для кого‑то – уважаемый, справедливый госавтоинспектор. Ровесник ГАИ нашей страны и сегодня за рулём своего «вечного УАЗика». И для всех нынешних сотрудников Госавтоинспекции он – точно пример для подражания как профессионал, патриот и настоящий мужчина.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 21:13
Вячеслав Гладков сообщил о ходе реализации программы предоставления жилья многодетным семьям
Материал
ОбществоВчера, 10:11
Минтранс Белгородской области напомнил о льготном проезде для дачников
Материал
ОбществоВчера, 09:29
Вячеслав Гладков проинформировал о старте игры «Зарница» во всех муниципалитетах