Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
90.99
+0.06$
98.78
-0.12
+13 °С, ясно
Белгород

За рулём почти вся жизнь. В воскресенье отмечается день автомобилиста

29 октября 2023, 08:30ОбществоФото: Вадим Цыганко

Этот праздник имеет свою историю.

В далёких 80-х годах прошлого века граждане огромной страны Советов сожалели о том, что у шофёров нет своего профессионального праздника. В высоких властных структурах быстро отреагировали на поставленный вопрос, и уже в 1976 году Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об учреждении праздника работников автотранспорта.

В нашем районе с каждым годом растёт количество автомобильного транспорта. Следовательно, увеличивается число водителей, специалистов по обслуживанию автотранспорта.

Многие, кто сегодня связан с транспортом, прошли хорошие школы прошлых десятилетий, в которых нарабатывали опыт вождения и обслуживания автомобилей. Одной из таких школ было транспортное предприятие «Борисовское», более известное в нашем районе как «транс».

«Наша организация осуществляла перевозки грузов как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения, – вспоминает проработавший 25 лет на этом предприятии водителем Сергей Гребенюк. – Помогали колхозам и совхозам объединённого района в посевную и уборочную. У них был свой автотранспорт. Но его катастрофически не хватало в период напряжённых полевых работ. Калининград, Урал, Западная Украина, да мало ли было регионов, где можно было встретить наш автомобиль. Это сейчас модно называть дальнобойщиками. А мы в то время о таких вещах даже не думали. Сказали нужно, значит, едем. Бывало, направляли на уборочные работы в хозяйства теперь уже самостоятельного Грайворонского района. И от зари до зари ты занят перевозкой урожая. Вроде бы дом и семья совсем рядом, а иной раз вырваться, чтобы проведать родных, не всегда получалось. Автопарк предприятия постоянно обновлялся. Нам и внимание соответствующее уделялось, да и руководители наши были пробивными. Скажу честно: были у коллектива водителей неплохие показатели по грузоперевозкам. Были ударники, передовики. И самое важное: в коллективе из двухсот работников был костяк. Была и текучка. Молодёжь иной раз приходила к нам, не выдерживала темпа работ и уходила в поисках чего-то лёгкого. Летом мы работали без выходных, зимой – по командировкам. А вот костяк был, словно железный. Это те, на которых мы равнялись. Доброе слово хочу сказать о Николае Васильевиче Сивоконе, нашем механике Алимпии Дмитриевиче Кудрине. Это фронтовики, чей авторитет был просто непререкаем. Николай Фёдорович Кравченко, Геннадий Александрович Демиденко, ныне живые и здравствующие Владимир Тараненко, Владимир Захарович Шевченко. Я уже многих имена и фамилии точно назвать не могу. Много хороших водителей было в нашем стригуновском отряде. Это сейчас водители, которые просто водят машины. А в те времена мы были шофёрами».

Мужчина продолжил, что тогда было намного труднее работать. Не было телефонов, чтобы вызвать подмогу, если случилась серьёзная поломка. В дороге не было такого придорожного сервиса, брал с собой сало, лук, если повезло, то по пути покупали свежего хлеба. Короче, всё сами. Если каким-то образом дозвонился с обычного телеграфа, указал координаты, то хорошо. Если нет, то проблема твоя.

«А дороги сейчас какие?! А тогда? Помню, был такой случай, – продолжил он. –  Александр Кравченко поехал в Закарпатье. Повёз зерно, которое в наших хозяйствах заработали наёмные из тех мест. Под Киевом поломка – застучал двигатель. Зима, пятнадцать градусов мороза. На попутке Александр добрался до Киева. Позвонил по телефону в нашу контору. Водители останавливались, предлагали оттащить автомобиль в тёплый гараж, но он отказался, так как нам уже сообщил, где находится. Чтобы окончательно не замёрзнуть, он начал жечь покрышки, которые ему отдавали проезжающие водители. Копоть под небеса. Приехали пожарные, посмотрели, покачали головами и уехали. Трое суток мы думали, как выручить нашего товарища, собирали всё необходимое. Приехал я к месту аварийной стоянки поломанного автомобиля. Смотрю: Саша бедолага сидит в КамАЗе, окна зашторил и дрожит от холода. Спросил его, а шторки зачем закрыл, а он, зуб на зуб не попадая, говорит, что так вроде бы теплее. Зацепил КамАЗ я на жёсткий буксир и потащил его гружёного аж в Ровенскую область. Доехали мы без приключений, развезли зерно и уехали назад не солоно хлебавши – жадным западенец оказался. А как-то раз еду по Краматорску, что на Донбассе. Смотрю: стоит наша машина. Крупная поломка – коробка скоростей. Давай – на буксир, и на Борисовку – говорю. На что получил ответ, что автомобиль будет поставлен на ход самостоятельно. Это был мною уважаемый Геннадий Водяхин. Человек не лишённый чувства юмора, но вполне серьёзный при исполнении. Вот так и жили, работали. Выручали друг друга. Это сейчас едет и видит, что ты в беде промчится и даже глазом не моргнёт. Неправильно это. Нужно выручать друг друга. И помнить, что сегодня я в беде, а завтра в ней можешь оказаться и ты. Вот скоро наш праздник. С учётом количества машин он и вправду стал всенародным. Хочу всем водителям пожелать мира и крепкого здоровья. А тем, кто только недавно сел за руль, пожелаю быть уважительными ко всем, кто тоже управляет транспортным средством. И помнить о том, что у водителя есть негласная обязанность – выручать попавшего в беду».

Четверть века отработал в транспортном предприятии Владимир Шевченко. Человек он дружелюбный и общительный.  И сегодня за баранкой. Только не большегруза, а личной легковушки. Как сам говорит, родился, учился, женился, работал, живёт по настоящее время в родной Борисовке. Шофёрскому делу учился от военного комиссариата. Служил в знаменитом на весь мир Капустином Яру. В начале  – водитель. Со временем – командир автовзвода. Ездить стал поменьше, больше занимался командирскими делами. И если кто-то думает, что «халявная» у него была должность, тот глубоко ошибается. А вот тот, кто хоть мало-мальски понимает, что это за объект и его значение для нашей страны, знает, какая это ответственность. Демобилизовавшись, поработал в Межколхозстрое рядовым строителем. Потянуло за баранку. В «Трансе» принял автомобиль, предварительно поработав водителем ЗИС-164 на фабрике художественной керамики, в военном комиссариате.

«Я на гражданке начал с ЗИСа, – вспоминал недавно Владимир Захарович. – Гидроусилителя руля нет, печки нет. Руль крутишь, мышцы наращиваешь. Но машина по тому времени была неплохая. В транспортном предприятии я много ездил по командировкам. Начинал с ГАЗ-52. Бывало, нагрузишь его так, что рессоры выворачивало. Василий Васильевич Харченко, работавший в те годы главным инженером,  говорил нам, что если будем нагружать автомобили больше технических характеристик, то обязательно нас накажет. Потом я пересел на бортовой ЗИЛ-130. А потом и КаМАЗ получил. Один раз в уборочную посылает меня начальник транспортного предприятия в командировку в Харьков. Тут заработок, а мне ехать. Спорить и что-то доказывать не стал, поехал. Прикомандирован я был к заводу электромонтажных изделий. На заводе не хватало транспорта для вывозки продукции. Мне приходилось каждую неделю возить изделия завода в Николаев на судостроительный завод, в Одессу. Одним словом, куда нужно, туда и ехал. Не смотрел на часы, не диктовал условия, что с восьми и до пяти, как это делали заводские водители. Дошло дело до того, что директор собрал водителей и говорит, что я бы оставил одного белгородского, а вас бы всех разогнал. Естественно, крепко выругавшись. Сколько я наездил километров за годы работы в транспортном предприятии и перевёз грузов?». 

В среднем за год мужчина проезжал  расстояние как длина двух земных экваторов. И это минимум. А что касается грузов, то здесь сложно сказать что-то определённое. Много. Это самое точное. Вот если бы сегодня всё начинать с начала, он бы вновь сел за баранку автомобиля. Ему по душе эта профессия. И не потому, что у него нет других способностей. Нет.

«Просто нравится: когда управляю автомобилем, получаю от этого большое удовольствие, – продолжил собеседник. – Многое изменилось с тех пор, как я впервые сел за баранку. Другие дороги, техника современная. Требования другие: восемь часов проехал – нужно поспать, час двигался – нужно отдохнуть. Чуть потемнело, всё, становись. Иначе от представителей транспортных служб жди неприятностей. И всё это контролируется, попробуй обойти требования. Но больше стало опасностей на дорогах из-за интенсивности движения. Много людей управляет транспортом без опыта и навыков. Уровень подготовки сегодняшних водителей не такой строгий, как в наше время. Тут внимание нужно и ещё раз внимание. Со спиртным сегодня шутки плохи. Нет сегодня водительской солидарности. Стоишь на обочине, явно видно, что неисправен, а мимо проносятся автомобили, и водители словно тебя не замечают. Мне тоже приходилось однажды побывать в неприятной ситуации, когда мой автомобиль был поломан. И готовил его перед командировкой тщательно, а вот всё равно поломка случилась. Ну и что? Помогли ребята, автомобиль потом отремонтировал, а сам я и жив остался, не замёрз, и здоров. Дружнее тогда все мы жили. Вот попробуйте сегодня куда-либо добраться автостопом. Стоять будете до скончания века. Ну разве что повезёт на случайного знакомого – подкинет. Профессия интересная. И это однозначно. В настоящее время все стали не шофёрами, а водителями. Водят, а чуть что – куда лезть, что крутить? Всё равно нужно знать материальную часть, Правила дорожного движения должны быть настольной книгой. И самое главное требование к себе, в первую очередь, как водителю – внимание на дорогах. Машины скоростные, только отвлёкся, уже либо обогнали, либо сам чудес натворил. Скоро наш праздник. Хочу пожелать всем коллегам удачи на дорогах и крепкого здоровья, конечно».
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество17 мая , 14:36
Белгородская школьница заняла первое место на конкурсе научно-популярного видео «Знаешь? Научи!»
Материал
Общество15 мая , 15:35
Белгородцы смогут выиграть 250 тысяч рублей на продвижение своего просветительского контента
Материал
Общество13 мая , 14:18
Вячеслав Гладков сообщил об обнаружении взрывоопасного предмета в Белгородской области