В селе Стригуны на улице Ленина устоит уютный дом с обустроенным двором и ухоженной прилегающей территорией. Его нынешние хозяева, унаследовав его от родителей главы семьи, вложили много сил и средств в создание своего жизненного пространства. В итоге небольшое жилище из двух комнат стало просторным домом со всеми удобствами. И сейчас хозяева с радостью принимают в нём дорогих гостей. Иван Иванович и Лидия Васильевна Токарь воспитали трёх дочерей, которые порадовали родителей пятью внуками, уже подрастают и двое правнуков. Юбиляры по праву считают себя счастливыми людьми, потому что дети оправдали все их ожидания, усилия и постоянный труд на благо семьи, и в свою очередь создали благодатную почву для достойного воспитания внуков и правнуков. В этом тёплом семейном кругу все любят и уважают друг друга, молодые поколения заботятся о старших, а в дни жизненных испытаний все становятся надёжной опорой для родных.
А началось всё полвека назад, когда судьбы нынешних юбиляров пересеклись в родном для них обоих селе. Однако этого могло и не случиться. Ведь если бы не совпало несколько обстоятельств, статный Иван не повстречался бы с привлекательной Лидией.
«Мои родители – уроженцы Стригунов, – рассказала хранительница очага, – но, когда мне было три года, они завербовались на работу в город Энгельс Саратовской области. Там я окончила школу, потом курсы мастеров-штукатуров и в общей сложности прожила 20 лет. Когда мне было 22 или 23, мы с мамой гостили в Стригунах, и двоюродный брат стал уговаривать нас вернуться на малую родину. К тому времени отца и моей старшей сестры не стало. Старший брат женился и жил в Саратовской области. Так что, недолго думая, мы с мамой согласились, и в 1970 году вернулись в Стригуны. Я пошла в колхоз дояркой. Нам с мамой в бывшей колхозной конторе выделили комнатку без всяких удобств. Да тогда в селе все так жили: топили дровами и углём, воду носили из колодца».
В колхозе она и познакомилась с будущим супругом. Оба признались, что притяжение возникло сразу, но торопиться не стали, присматривались, а когда почувствовали уверенность, что созданы друг для друга, поженились. Жизнь показала, что выбор сделали правильный.
«Мой отец Иван Андреевич вернулся с Великой Отечественной войны инвалидом – потерял на фронте ногу, – рассказал Иван Иванович. – Занимался сапожным делом, потом его приняли в колхоз на весовую, а ещё позже перевели в центральную контору. Но тяжёлый боевой путь не дал ему пожить: он умер в 48 лет – задолго до моей женитьбы. После восьми классов я работал в колхозе и учился в вечерней школе. Но трудился ещё подростком: пасли с другом частное стадо – коров односельчан. В селе было два стада голов по 40. Когда подросли, нам доверили колхозное. С наступлением возраста ушёл в армию на три года. Попал в истребительную авиацию. После учебки получил воинскую специальность «Радиотелеграфист-эстист». Но по ней служить не пришлось: меня перевели в подземный командный пункт оператором наведения. К завершению службы был старшим оператором – начальником смены. Мы осваивали экспериментальную станцию «Каскад» в одной из областей страны. После армии вернулся домой, по направлению от колхоза за полгода получил права тракториста в школе механизации в Борисовке и продолжил трудиться в родном колхозе уже трактористом».
Молодую жену Иван Иванович привёл в родительский дом к своей маме, и они вместе стали обустраивать быт и вести обширное хозяйство.
«Я, прожив до этого в городе, не видела ни коров, не знала, ни как лук сажают, ни когда картошку убирают, – вспомнила начало семейной жизни Лидия Васильевна. – Но спасибо свекрови Александре Фёдоровне: она меня всему научила. Мы с ней 30 лет прожили душа в душу. Я искренне благодарна ей и за то, что она детей наших практически вырастила. Мы с Иваном работали постоянно то в колхозе, то дома. Держали коров, бычков, поросят, гусей, уток, кур, индюков и полгектара огорода обрабатывали. Корове траву я сама косила косой, а вот серпом управляться, как это делала свекровь, так и не научилась».
На первом этапе газификации нашего района в домохозяйствах использовали баллоны с газом. В колхозе имени Ленина организовали газовую бригаду. Иван Иванович в 1975 году после обучения в Белгороде получил удостоверение слесаря-газовика. 20 лет они в паре с шофёром развозили по домовладениям односельчан полные баллоны и собирали пустые на бортовом грузовике – специализированного автомобиля не было. Рассказал, что это доставляло значительные неудобства и усложняло работу, но сельским жителям к трудностям не привыкать.
«Колхоз есть колхоз: кроме основной работы, каждый год мы также участвовали и в посевных кампаниях – весной и осенью. Получали дополнительную зарплату и зерно для личного хозяйства», – добавил Иван Иванович.
Свой дом они строили так же, как это прежде делали его родители: на деньги, вырученные от продажи выращенного лука.
«Мать продавала лук в Харькове. Бывало, вернётся, а отец пересчитает вырученные рублики и скажет: «Ну что ж, Санька, на гвозди есть!» Материалы они собирали несколько лет, а потом построили дом из двух комнат с сенцами и галереей, как называлась тогда застеклённая веранда. Такой была стандартная планировка сельских домов. Использовали и брёвна с хатки, в которой мы жили до этого. Так же и мы с Лидой строились из года в год: вырастим несколько тонн лука и везём продавать в Тулу, Брянск или ещё куда. Со временем сделали пристройку к дому, провели воду в дом, сначала паровое отопление, потом – газовое. Построили сараи и новый погреб. Работали и в колхозе, и дома без выходных и отпусков», – рассказал хозяин дома об истории, знакомой жителям того времени почти во всех сёлах района.
Дочки, когда подросли, на время отсутствия родителей, занимавшихся продажей лука вдали от родного дома, принимали на себя заботу о группе коров, закреплённых за мамой.
«Да, мы это хорошо помним, – вступила в разговор младшая Елена. – Мама брала всегда первый отёл – самый тяжёлый. Каждую коровку надо было раздоить вручную. На коленях под ними настоится – домой приходила вся в синяках. Чтобы поехать продавать лук, её никто не отпускал – некем заменить было. Поэтому работали мы с Людой. День доим, два доим, неделя проходит. Неизвестно ведь, как пойдёт торговля. Однажды бабушка сослепу разбудила нас в два часа ночи. Мы еле-еле встали и пошли на ферму, приходим, а сторож нам: «Девки, что ж вы так рано пришли: полтретьего ночи. Ложитесь на солому – поспите ещё часа два». Зато какой же радостью для нас было возвращение родителей! Они нам разные подарки привозили».
Лидия Васильевна работала на ферме, потом перешла в школьную столовую поваром. Но специального образования не было, и, когда при колхозе открылась мастерская, её приняли туда швеёй. Шить она училась самостоятельно ещё с детства. У старшей сестры была швейная машинка, а в седьмом классе мама и Лидии купила машинку. С тех пор себе она шила почти всё, даже купальники и бельё. Журналов с выкройками не было, сама делать их она не умела, поэтому распарывала какие-то старенькие вещи и по их деталям выкраивала новые. В то время швейная машинка, особенно в селе, была незаменимой помощницей в быту, а умение шить заметно облегчало дефицит одежды в магазинах. В мастерской она и ещё несколько женщин шили детскую одежду, платья, школьную форму и рабочие рукавицы. По инициативе начальника участка Николая Яковлевича Герасименко колхозом был заключён договор, по которому в Стригунах открыли филиал Белгородской швейной фабрики и оттуда привозили раскрой, а отсюда забирали готовые изделия. Это обеспечивало женщин работой в зимнее время, когда в колхозе высвобождались работницы-луководы. Елена тоже после обучения на школьном учебно-производственном комбинате сдавала в этой мастерской экзамены и получила удостоверение швеи 1 разряда.
«В детстве нам мама шила платья, а какие у нас были наряды на Новый год и на выпускные вечера! Тогда такими немногие подруги могли похвалиться. И на заказ людям шила», – уточнила Людмила.
Но зарплата в мастерской была невысокой, и Лидия Васильевна вновь вернулась на ферму. Оттуда и на пенсию вышла. Всего дояркой она проработала четверть века.
В 90-е колхоз развалился. Иван Иванович работал сторожем, а в 62 года вышел на пенсию. За многолетний самоотверженный труд получил почётное звание «Ветеран труда». Его общий трудовой стаж составил более 40 лет.
Быть людьми для людей
С супругов Токарь смело можно брать пример правильного семейного воспитания, когда счастье строится всеми и для всех. Их дочери получили профессиональное образование. Старшая Татьяна трудовую жизнь посвятила газовой службе, живёт в Серетино. А Людмила и Елена – медицинские работники Борисовской ЦРБ. Сейчас Людмила рентген-лаборант. Начинала фельдшером на свинокомплексе, потом перешла в центральное стерилизационное отделение Центральной районной больницы, оттуда – медсестрой в детскую поликлинику и вот уже почти пять лет работает в рентген-кабинете. Елена больше 30 лет заботится о здоровье земляков в должности медсестры стоматологического кабинета поликлиники. Первый год после окончания медицинского училища работала в ЦСО больницы, а потом перевелась в стоматологию и до сегодняшнего дня ни места, ни должности не меняла.
«С двумя медиками в семье нам жить и жить!», – с улыбкой говорит Иван Иванович.
«Благодаря им мы, наверное, и живы», – тут же подтверждает Лидия Васильевна.
Они рассказали, каким вниманием и заботой дочери окружают их, когда наваливаются болезни. Как их чуткость и любовь помогают побеждать недуги. И это дорогого стоит.
«Мы безгранично благодарны нашим родителям, – в один голос отвечают сёстры. – Мама и папа положили все свои силы и здоровье, чтобы жизнь у нас была не хуже, чем у других. Подготовили нас к самостоятельной жизни, помогли стать на ноги, научили преодолевать трудности, всегда нас поддерживали и поддерживают. Всей душой любят внуков, всегда рады видеть их в своём доме. Их особое внимание сейчас направлено на самого младшего из них – сына Елены Ивана. Старшие ведь уже создали свои семьи, а он пока школьник и много времени проводит с бабушкой и дедушкой».
Иван Иванович и Лидия Васильевна дарят свою любовь и внимание не только родным и близким. Им небезразличны и совершенно чужие люди. Не один десяток лет глава семьи был донором, активно участвовал он и в работе Совета ветеранов Стригуновского сельского поселения. За добрый, открытый характер заслуженным уважением односельчан пользуется и Лидия Васильевна.
Так что наши «золотые» юбиляры смогли не только стать примером по-настоящему большой крепкой семьи, но и вообще служат образцом отношения к окружающим людям. За праздничным столом в знаменательный день в их адрес прозвучало множество сердечных пожеланий. И пусть все они обязательно исполнятся!