Банк России предупреждает белгородцев о новой мошеннической схеме. Аферисты звонят от имени страховой компании и говорят человеку, что срок его обязательного медицинского полиса якобы истёк. Мошенники предлагают прямо сейчас выпустить новый полис – электронный. Затем просят человека установить поддельное приложение. На самом деле полисы обязательного медицинского страхования действуют бессрочно. Менять их на электронные тоже не нужно, успокаивают взволнованных граждан специалисты Банка.
«Если кто-то связался с вами по поводу ОМС, положите трубку и самостоятельно перезвоните в страховую компанию, которая выдала вам полис. Впрочем, также стоит действовать и при звонках от сотрудников правоохранительных органов или Банка России. Как только с вами начинают говорить о деньгах по телефону – прекращайте диалог! Устанавливать по просьбе незнакомцев мобильные приложения или скачивать по ссылкам какие-то файлы очень опасно, так вы сами можете предоставить мошенникам доступ к своим персональным данным», – отметили в Банке России.
Мошенники придумали новый способ получить доступ и к аккаунтам «Госуслуг». Эксперты по кибербезопасности рекомендуют в случае получения подозрительных писем сменить пароль и обратиться в центр обслуживания в МФЦ.
Аферисты от имени госпортала рассылают электронные письма о том, что якобы успешно выполнен вход в учётную запись. И, чтобы обезопасить данные, теперь необходимо позвонить по указанному номеру. После этого жертва сама связывается с аферистами, которые во время разговора выманивают уже реальные сведения.
Эксперты настоятельно рекомендуют в случае, если возникло хоть малейшее подозрение, обрывать разговор. И это, как нам кажется, самый логичный вариант. Телефон сегодня не только средство связи, но и, увы, средство для совершения мошенничества.
Сотрудники полиции обращают внимание жителей региона на участившиеся случаи хищения денег с банковских счетов под предлогом замены электросчётчиков. Уже зарегистрированы такие факты.
Злоумышленники звонят жителям региона под видом энергетиков и сообщают о якобы проводимой плановой замене или поверке электросчетчиков на льготных условиях. Для этого аферисты предлагают установить на телефон приложение якобы энергетической компании, продиктовать поступающие в СМС-сообщениях коды либо персональные данные: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Выполнив указания аферистов, граждане обнаруживают списания денежных средств.
Так, семейная пара из Белгорода после звонка аферистов лишилась 750 тысяч рублей. Ещё один житель областного центра обнаружил списание 185 тысяч рублей, а со счёта пенсионера из Белгородского района пропали 645 тысяч рублей. По всем фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (Кража, совершённая с банковского счёта). Сотрудники полиции обращают внимание граждан на то, что сроки поверки счётчиков обычно указываются в квитанциях за ЖКУ. Энергетики никогда не просят сообщить по телефону какие-либо персональные данные, а тем более коды из смс-сообщений или номера банковских карт. Так поступают только мошенники! Для уточнения информации по приборам учёта обратитесь самостоятельно в Управляющую либо в энергетическую компанию.
В тему
Банк России вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которые должны учитывать банки для защиты своих клиентов, – теперь их шесть. Изменения уже начали действовать с 25 июля – одновременно с введением механизма обязательного приостановления переводов на подозрительные счета.
В список попадают реквизиты, которые уже засветились в преступных схемах. Если антифрод-система банка зафиксировала, что по счёту совершались мошеннические операции, перевод на него приостановят. Правило будет действовать, даже когда пострадавшие не сообщали об обмане и счета злоумышленника не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.
Кроме того, будут приостановлены переводы на счета получателей, в отношении которых возбуждены уголовные дела. Сведения могут поступать по любым каналам, не только при информационном обмене с правоохранительными органами. Также банки будут учитывать данные от других организаций о возможных мошеннических действиях получателя перевода. Например, если оператор связи сообщит, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента активность по телефону, рост числа входящих СМС с новых номеров или сообщений в мессенджерах, операция тоже будет приостановлена.
Вместе с новыми признаками продолжат действовать и ранее принятые. Так, банки должны учитывать информацию из базы данных Банка России о подозрительных счетах, а также устройствах, например, телефонах или планшетах, с которых совершались мошеннические операции. Кроме того, банки продолжат отслеживать и приостанавливать нетипичные для клиента операции – по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения транзакции.
«Клиента, который хочет перевести деньги на подозрительный счёт, банк предупредит об опасности и заблокирует операцию на два дня. За это время человек, возможно находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод. Но если клиент после завершения двухдневного периода продолжит настаивать на переводе, деньги уйдут по назначению, и банк не будет обязан их компенсировать. А если сам банк не проведёт проверку и сразу отправит перевод на счёт мошенников, не предупредив человека, то он должен будет вернуть обманутому всю сумму», – рассказали в пресс-службе отделения Банка России.
Если реквизиты человека или организации ошибочно попали в базу данных, это можно оспорить. Порядок исключения данных из базы также начал действовать с 26 июля.