У Ольги Прокопенко за плечами большой опыт работы с детьми. Общий стаж её педагогической деятельности составляет 36 лет. Сейчас она работает учителем-логопедом в Борисовском детском саду комбинированного вида «Теремок» с 2010 года. Первый опыт она получила в Борисовской специальной (коррекционной) школе-интернате, где трудилась на протяжении 18 лет. Неоднократно была награждена грамотами управления образования администрации муниципалитета. Также её заслуги не остались не замеченными и на областном уровне.
— Ольга Ивановна, как Вы пришли к профессии учителя-логопеда?
— Первое образование по специальности «Воспитатель детского сада» я получила в педагогическом училище. Устроилась воспитателем в детский сад комбинированного вида «Теремок», проработала четыре года, а с 1991 года перешла в школу-интернат. Мой трудовой путь в этом учреждении начался с работы воспитателем, позже меня перевели на должность учителя начальных классов. В интернате я получила высшее образование по специальности «Преподаватель психологии и педагогики», а также дополнительную – «Учитель-логопед». После закрытия интерната недолго была без работы: в детском саду «Теремок» открылась вакансия учителя-логопеда. Здесь я и начала всё с чистого листа.
— Как проходит Ваш рабочий день?
— Он расписан по минутам. Три раза в неделю провожу индивидуальные занятия с детьми и столько же – групповые фронтальные занятия. На них мы работаем над общими речевыми навыками, развиваем слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику. Затрагиваем лексику, грамматический строй речи, работаем над развитием связной речи. Например, на этой неделе мы с детьми изучали тему «Перелётные птицы». В течение этого времени обсуждаем всё, что касается выбранной темы. Раз в неделю проходят занятия по обучению грамоте, на которых даю ребятам старт для успешного обучения в школе. На групповых занятиях мы также знакомимся с буквами, звуками, даём им характеристику, различаем их по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости и учимся звуко-буквенному анализу и синтезу.
— С какими дефектами речи чаще всего сталкиваетесь?
— На данный момент я занимаюсь с 23 детьми. Из них 20 человек имеют тяжёлые нарушения речи, касающиеся формирования всех компонентов речи, то есть фонетико-фонематической стороны, лексического состава и грамматического строя речи.
— Что приводит к нарушению речи, не считая заболеваний?
— Конечно, основными причинами нарушения речи у детей являются действие вредных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития плода. Также влияют социально-психологические причины: неправильное речевое окружение, недостаток общения с окружающими, невнимание к речи ребёнка, педагогическая запущенность, двуязычие в семье, неправильные методы воспитания, отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, что приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы, к различным аффективным расстройствам – неврозам и, как следствие, к речевому негативизму.
— Есть ли трудности во взаимодействии с родителями?
— Тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна, особенно трудна и требует большого такта и терпения. Еженедельно родители получают домашние задания для работы с детьми, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание в речевом и общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку. Только тесный контакт специалиста и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у ребёнка в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
— С детьми какого возраста легче всего работать?
— Учитель-логопед – это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это невыговаривание звука, в других случаях – длительное молчание малыша. С какого возраста ребёнку нужен логопед, зависит от конкретной проблемы. Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к этим годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов. В нашем детском саду мы работаем с детьми с пяти лет. Предварительно проводим углублённое обследование, выявляем детей с проблемами в речевом развитии. Если у ребёнка тяжёлые нарушения речи и необходима помощь учителя-логопеда, то таких детей мы направляем на областную Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. По результатам обследования детей получаем её заключение, в котором указаны срок обучения, на что следует обращать внимание и по какой программе работать с ребёнком. После чего на каждого малыша составляем индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
— Расскажите, пожалуйста, о дефектах речи, связанных с короткой уздечкой языка.
— Увидеть укороченную уздечку языка можно невооруженным взглядом. О ней свидетельствуют следующие признаки: малоподвижность языка, раздвоение кончика языка, трудность при кормлении в младенческом возрасте. Несвоевременное лечение укороченной уздечки может привести ко многим последствиям, основные из них – формирование нечёткой речи, сложности при произношении звуков, деформация нижних зубов и нижней челюсти, промежутки между зубами, аномалия прикуса. Подрезание уздечки языка рекомендуется проводить с рождения и до года.
— Сколько примерно требуется времени для устранения дефектов речи?
— Всё зависит от строения артикуляционного аппарата, его моторики и самого речевого дефекта. Если у ребёнка дизартрия, то есть язык тяжёлый и неподъёмный, то работать приходится подольше. Повторюсь: всё зависит не только от моей работы. Родители должны действовать сообща с логопедом. Существует специальная артикуляционная гимнастика, которая сглаживает проблемы, но выполнять упражнения необходимо не только на занятиях, но и дома. Бывает так, что одному ребёнку хватает одного занятия, чтобы поставить звук, а второму нужно на это полгода.
— Можете ли Вы посоветовать какие‑то упражнения, благодаря которым можно развивать речь ребёнка в возрасте двух-трёх лет?
— Сейчас в открытом доступе есть большое количество разных пособий и доступной литературы на данную тему. Могу сказать точно, что все занятия должны проходить в игровой форме, потому что, только играя с ребёнком, можно запустить его речь. Также необходимо стимулировать развитие речи. Дети во многом ориентируются на своих родителей. Именно они являются в этот период образцом для подражания. Соответственно, важно придерживаться определённых рекомендаций. Родителям нужно общаться с ребёнком без излишнего сюсюканья и агуканья. Ведь малыш должен привыкать к нормальной речи. Также важно употреблять слова правильно, чётко и разборчиво, с верной расстановкой ударений. Старайтесь использовать простые предложения с разнообразной интонацией, тембром голоса и жестикуляцией. Рекомендую также чаще повторять незнакомые слова, чтобы ребёнок их запоминал.
— Как правильно это делать?
— Нужно объяснить ребёнку, что ему необходимо научиться произносить это слово. Ведь сначала мы развиваем в детях звукоподражание: машина – би-би-би, корова – му-му-му и прочее. Затем родитель должен постепенно усложнять задания, опираясь на особенности ребёнка и его речевую подготовку. Также на базе нашего детского сада создан консультационный центр, куда родители могут обратиться за помощью. При этом не важно, посещает малыш наше учреждение или нет. Здесь малыша обследуют и дадут необходимые рекомендации.