В комсомоле, как в жизни, есть две полосы: чёрная и белая. Начну с чёрной. Получил задание от обкома ВЛКСМ — подобрать и направить на ударные комсомольские стройки Старого Оскола 25 комсомольцев.
После разъяснительной работы штатными сотрудниками райкома о необходимости развития металлургической индустрии в области комсомольские организации рекомендовали 25 лучших механизаторов. Когда же я показал список пожелавших поехать на стройки КМА первому секретарю райкома КПСС Николай Шаркову, мудрому руководителю, он меня огорошил:
«Витя, на дворе весна, сев, а ты подобрал самых квалифицированных механизаторов. С кем мы выйдем в поле, хлебушко с кем растить будем»?
В итоге послали одного, который и в колхозе не слишком нужен был. А мне на бюро обкома ВЛКСМ объявили строгий выговор. А молодёжная жизнь шла своим чередом, чаще поворачиваясь светлой стороной.
Мы продолжили заложенные ранее традиции работы с молодёжью, в первую очередь с учащимися школ. Летом — проведение соревнований по волейболу, футболу под известным девизом «кожаный мяч», зимой – хоккей. Энтузиастом строительства спортивных площадок всегда выступал председатель ДСО «Урожай» Вячеслав Шершнев. Он находил общий язык с директором школы №1 Каторгиным Тихоном Ивановичем. При необходимости находили доски, шланги, а надо было — и вёдрами носили воду, чтоб залить катки. Находились коньки и шайбы, а Шершнев был и организатором, и судьёй. В школах района подобные состязания по футболу и хоккею организовывал спортсмен-любитель – заведующий организационным отделом райкома ВЛКСМ Анатолий Мозговой.
Семинары с пионервожатыми, слёты, как правило, проводились под руководством и при участии заведующей отделом школ Надеждой Кучеренко и инструктором райкома, её помощницей, Антониной Алексенко на базе пионерлагеря «Ёлочка». А какие дни и вечера состоялись во время отдыха детей в этом лагере летом?! Песни, шутки, розыгрыши заканчивались, разумеется, пионерским костром под музыку, танцы, смех и прибаутки. И все это, как ныне говорят, на здоровый образ жизни. Хотя тогда для нас этого выражения и не было. Все это было естественно: занятия в кружках, сбор макулатуры и металлолома, оказание помощи родным и близким, беспомощным старикам.
Дети в школе, на отдыхе и в повседневной жизни были заняты полезными мыслями и делами. Вот почему сегодня, вспоминая то, что мы делали, и сопоставляя отдельные нынешние моменты, например, надвигающееся движение АУЕ (арестантский уклад един) становится болезненно страшно не по себе, до чего мы можем дойти, упуская работу с детьми, воспитывая их без идеологического начала.
Анализируя события полувековой давности, прихожу к выводу: с какой партийно-комсомольской прозорливостью смотрел тогда на будущее второй секретарь Борисовского района КПСС Юрий Набережных. Руководитель с сине-небесными глазами, лучезарной улыбкой, спокойный и сдержанный, он никогда не выдавал директив и приказов, он советовал и рекомендовал. Вот и на этот раз он дружески начал:
«Виктор, вы много делаете, но я полагаю, что работу райкома комсомола надо оживить, подумайте над созданием молодёжного политического клуба, а направлениями его деятельности возьмите патриотическое и нравственное воспитание школьников».
Обсудив ещё несколько вопросов, Юрий Алексеевич напутствовал: «Думайте и заходите с предложениями».
После данного разговора у нас в райкоме прошли не одни дебаты. Вера Пустовойтова (учитель по образованию) как второй секретарь райкома вносила предложения педагогической направленности, Надежда Кучеренко, заведующая отделом школ, — этот неистощимый источник энергии и мысли — смотрела на предложения с точки зрения интересов молодёжи. Тоня Алексенко, спокойная и вдумчивая, высказывала своё. Предложений было много.
Остановились, однако на создании районного политического клуба десятиклассников «Ровесник». Продумали и отпечатали типографским способом удостоверения участника клуба. Утвердили его гимн.
После семинара с заместителями директоров школ по воспитательной работе и старшими пионервожатыми избрали совет клуба из представителей школ, а также председателя клуба. Председателем клуба избрали отличника школы №1 посёлка Борисовка Сергея Скрылева.
Заседания клуба, как правило, вёл председатель. Прибывшие в районный Дом культуры, (замечу — выделенный бесплатно) десятиклассники докладывали поочерёдно приглашённым, райкому комсомола о делах с учёбой, внеклассной работе, пионерском движении.
У каждой школы был свой девиз, например, «Знания — путь к победе», «Мы будем партии верны», «Бороться и не сдаваться».
После этого все пели гимн. Ребята с упоением слушали приглашённых, задавали жизненно важные вопросы и с интересом воспринимали их ответы.
На заседании клуба выступали генерал, почётный гражданин Грайворона Иван Наумович Шевченко, Герой Советского Союза Григорий Иванович Холод, Герой Социалистического Труда Виктория Ефимовна Дралкина и многие другие заслуженные люди.
Уверен, что и сегодня у членов клуба «Ровесник», многие из которых стали пенсионерами, до конца дней своих останется в памяти заседание клуба «Ровесник», прошедшее 16 сентября 1971 года. К ребятам приезжал по их приглашению легендарный лётчик Герой Советского союза Алексей Маресьев.
Узнав о его прибытии, борисовцы вышли его встречать. От Стригунов до Борисовки были выставлены столы с цветами и яствами. В Дом культуры Алексея Петровича встречали с цветами, музыкой, аплодисментами.
Накануне встречи я позвонил своему другу журналисту (во время учёбы мы жили с ним в одной комнате) Вячеславу Соловьеву, пригласил на встречу. Выслушав меня, он отнёсся к этому скептически: «Это очередной стариковский трёп», — резюмировал Соловьев. Однако на встречу пришёл.
Маресьев не хвастался, не кичился, не уподоблялся некоторым. Более часа он рассказывал о друзьях, их служении Родине без пафосов и надрывов. Публика долго его не отпускала со сцены. Вал аплодисментов прозвучал в адрес выступающего.
«Да, старик, ты был прав, Алексей Маресьев не только легендарный скромный лётчик, он и легендарный скромный человек, — заключил после вечера Вячеслав Соловьев, а в «Белгородской правде» был опубликован репортаж о приезде Маресьева в Белгородскую область».
Для меня это было последнее заседание клуба «Ровесник» — 5 октября 1971 года я подписал первый номер Ракитянской районной газеты «Знамя коммунизма».