Все мы разные и испытываем огромный спектр чувств буквально каждый день, а отношение к происходящему у каждого своё. Мы с Лизой знакомы не так давно, но от неё исходит такой позитив, что своей лёгкостью в общении и открытостью она располагает с первой минуты. Заинтересованный взгляд и милая улыбка, внешняя простота и богатый внутренний мир делают эту девушку необыкновенной.
Положительные качества Лиза, безусловно, унаследовала от родителей и других родственников. Родители в согласии с бабушкой и дедушкой сформировали её мировосприятие и видение себя среди множества разных людей. До школы мама и папа, отправляясь на работу, оставляли Лизу у родителей главы семьи.
«Бабушка мне много читала и перед послеобеденным сном, и на ночь. Ей нравилось, как я декламирую стихи. В одной старенькой, сильно потёртой книжке (кстати, я храню её до сих пор) была сказка о белочке. Мне она настолько понравилась, что запомнилась буквально после первого прочтения и надолго стала моим коронным номером. Первым его оценил папа. Стоя на стуле, чтобы быть заметнее, я наизусть рассказывала об этой доброй героине, которая помогала всем лесным зверушкам. Бабушка гордилась моими способностями и с удовольствием демонстрировала их сначала родителям, а потом и всем гостям. Мне это очень нравилось, не было никакого стеснения, меня не нужно было просить, бабушка давала знак рукой и я начинала повествование», – рассказала девушка одно из ярких воспоминаний детства.
Бабушка учила внучку читать и считать по развивающим учебникам и пособиям. Они занимались и лепкой из пластилина, и рисовали, и вырезали аппликации из цветной бумаги. А дедушка всемерно развивал её мышление, в том числе в ходе решения судоку, чем он сам с большим интересом занимался в свободное время. В детский сад девочка не ходила, но легко знакомилась и с радостью играла с ребятами разных возрастов.
С началом обучения в школе стала заметна её склонность к размышлению, обдумыванию поступков. Прежде чем что‑то сделать или с кем‑то завести знакомство, она присматривалась, оценивала, анализировала. Домашнее воспитание сохранило умение размышлять уединённо и не стремиться к коллективу. И теперь ей одинаково комфортно и одной, и в окружении сверстников.
«Считаю, что с домашним воспитанием мне повезло: я могу общаться и в социуме, и в одиночестве не боюсь остаться, — поделилась размышлениями Лиза. – Всегда нахожу себе занятие. Люблю рефлексировать, гулять, проводить время с животными. Абсолютно не страдаю от того, что нет кого‑то постоянно рядом. Могу месяцами не бывать в компаниях и при этом нисколько не теряю связи с друзьями и одноклассниками, старшими и младшими приятелями или знакомыми»
Артистизм Лизы развивался и на танцах. С пяти лет она занималась в детской школе искусств имени Г.Я. Ломакина в классе Надежды Коптенко.
«Мне очень нравилось танцевать, мы выступали в других районах. Некоторые девочки волновались перед выходом, а я обожала сцену, любила наряжаться, краситься. Особенно, когда в зале была бабушка или родители. Мы исполняли классические и народные танцы. Ещё во время занятий танцами я присматривалась и прислушивалась, чем занимаются другие дети, мне было интересно, на каких инструментах они играют, но больше нравились струнные. И чуть позже я вернулась в школу искусств, но уже в класс гитары. На моё решение повлиял пример подруги. Она старше меня, и когда мы бывали в гостях, гуляли, то она часто играла. Мне очень это нравилось, поэтому и решила тоже научиться. Моим наставником стал Евгений Шелковой. Кроме инструмента, мне очень нравилось сольфеджио. В восьмом классе я открыла для себя дебаты. Для меня состоялся первый чемпионат, я была младшей участницей команды и получила положительный отзыв судьи игры. Это меня невероятно вдохновило, и дебаты стали важным занятием. А началось всё со Дня открытых дверей в клубе «Дебаты» в Борисовском Центре молодёжи. Классный руководитель Татьяна Филоненко говорила мне, что спорить надо по делу и посоветовала учиться этому. Мой старший брат тоже дебатировал»
При этом в школе активность Лизы нисколько не снижалась. Она всегда была в гуще событий: участвовала во множестве конкурсов – и предметных, и внеурочных. Ей всё было интересно.
«По сути к участию в школьном самоуправлении привлекают с 10 класса, но мы с друзьями включились в это в девятом, – рассказала она. – Сотрудничали со школьной газетой и телестудией. Мы и репортёрами были, интервью брали. Так постепенно, хватаясь за что‑то и тут и там, я создала определённую копилку личных навыков и умений. В какой‑то момент все они вместе и каждый отдельно отразились на моём характере. Во‑первых, я научилась не бояться нового, до сих пор неизвестного, того, что не знала или не делала. Во‑вторых, пустое времяпровождение меня угнетает, беспокоит, я стараюсь тут же заполнить возникшую пустоту. Потом я поняла: как бы трудно ни было, что бы ни мешало дойти до цели, не надо сдаваться. Если упорно добиваться результата, он обязательно будет. Любой опыт, даже провальный, полезен. В дебатном клубе мы много учились, слушали лекции. Бывало, что не понимала, о чём речь и зачем всё, что говорит выступающий, но я не уходила и дослушивала до конца. И в такие моменты включается, если так можно сказать, некий азарт. Хочется дойти до сути, разобраться. В школе иногда моя любознательность доставляла беспокойство учителям. Я могла задать вопрос, который относился к темам и разделам, изучаемым в старших классах. Мне говорили: «Подожди, для тебя это трудно, придёт время – узнаешь». Но мне не терпелось, и я настаивала. С родителями у нас заведено так, что они всегда отвечают на мои вопросы, какими бы «взрослыми» эти вопросы ни были. С раннего детства они старались объяснить так, чтобы стало понятно, приветствовали мою любознательность»
Очередной виток развития пришёлся на начало десятого класса. Оно и понятно – новая ступень в обучении, возросшие требования, осознание необходимости выбирать дальнейший путь в образовании и будущей профессиональной деятельности. Для Елизаветы этот период оказался очень непростым. В девятом классе школьники решают, идут ли они в десятый или будут осваивать профессию в среднем специальном учебном заведении. В случае продолжения школьного обучения тоже есть варианты.
«У меня было желание – и его многие поддерживали – поступать на физико-математический профиль, – сообщила девушка. – Выбирая между техническим и гуманитарным классами, остановилась на математическом профиле. Соответственно сдавала физику и математику. А к августу меня настолько вымотали сомнения, что пришлось позвонить в школу с просьбой включить меня в списки гуманитарного класса. Даже на линейке ещё были колебания. Но когда началась учёба, я поняла, что всё правильно сделала. Одноклассники оказали на меня колоссальнейшее влияние. И тогда я поняла, что к себе нужно прислушиваться. В момент выбора надо всё обдумывать, но и чувствам давать волю. Каждый наш выбор строит дальнейшую судьбу. А это твоя судьба, только тебе жить со своим выбором и терпеть какие‑то трудности, с ним связанные. Легче всё переносить, если это твой личный выбор, не под давлением, не по принуждению или в угоду людям и обстоятельствам. Важно сохранять себя, свою индивидуальность и не бояться совершать поступки, продиктованные личными соображениями и желаниями с учётом всех других аспектов»
Чтобы выбор был более простым, нужно давать себе свободу, но не в смысле вседозволенности, а в том, что должно быть несколько путей. Вот и сейчас, на «финишной» прямой, перед поступлением в вуз, девушка решила сдавать пять экзаменов: литературу, русский язык, математику, историю и обществознание. Некоторых это повергло в шок. Но так ей проще будет сделать выбор, если вариантов для получения специальности окажется несколько. У родителей Елизаветы по два высших образования. Девушке же хочется превзойти их и получить, как минимум, три. Чем больше человек знает и умеет, тем ему интереснее. Как ни странно, это облегчает жизнь. Можно не зацикливаться на чём‑то одном. Сейчас даже для гуманитарных направлений подготовки требуется знание математики. Не зря же немецкий математик и механик Карл Гаусс назвал её царицей наук. Математические навыки — необходимая база практически для любой науки и профессиональной деятельности.
В поведении Лизы иногда заметна спонтанность. Но если она за что‑то берётся или ставит перед собой цель, то настойчиво трудится, чтобы добиться успеха. Решительность и здоровый авантюризм помогают смело идти навстречу неизвестности и открывать новые сферы интересов.
«Мне это нравится. Я могу решить, а потом передумать, – призналась она. – Поэтому и не зацикливаюсь сейчас на одном каком‑то вузе или специальности. Меня не пугают такие ситуации, более того, я их специально создаю. В нашей семье ценят подобные порывы, мы не связываем себя строгими правилами или чёткими планами, которые никак нельзя нарушить. Однажды на летний отдых поехали просто, куда вывезет, подчиняясь сиюминутным ощущениям и желаниям. Спонтанность делает мою жизнь динамичной. Стараюсь жить по настроению. На все мои характеристики и взгляды повлияли люди, которых я встречала в течение жизни»
До сих пор она соизмеряет свои поступки с советами классного руководителя Татьяны Филоненко. Она рано ушла из жизни, но осталась для неё самым уникальным и невероятным человеком. Девушка видела в ней идеал. Она до сих пор с ней в ей мыслях и чувствах. Но Лиза утешает себя тем, что, наверное, они выросли, и учительница оставила их идти по жизни самостоятельно.
«Никогда ничего не поздно. Я очень благодарна своим родителям. Они предоставляют мне разумную свободу действий: не подталкивают, не настаивают, не давят. В периоды, когда у меня не было ничего, кроме школьных занятий, они понимали, что придёт время, и я сама пойму, чего мне не хватает. У меня всегда была возможность самостоятельно принять решение, а они мне помогали в его осуществлении. Это воспитывает самостоятельность, ответственность и уверенность в своих силах. Я очень люблю свою семью»