Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
107.18
-0.57$
112.80
-1.51
-3 °С, туман
Белгород

Судьбы шальные повороты. Анне Калашниковой из Борисовки на прошлой неделе исполнилось 84 года

1 октября 2022, 09:00ОбществоФото: freepik.com

Своё детство помнит очень плохо. Зато в памяти на всю жизнь засели события военных лет, когда на нашей земле хозяйничали оккупанты.

Тех, кому за восемьдесят, называют долгожителями. На их долю выпало суровое детство, трудные послевоенные годы. Детьми они думали лишь о том, что бы съесть и что надеть. Не хватало даже самой простой еды. Элементарного набора одежды и обуви тоже не было. Их поколение упорным трудом приумножало достигнутые страной результаты и прикладывало особое старание к укреплению её мощи и авторитета во всём мире.

В большинстве своём – это простые и незаметные люди. Они честно и достойно выполняли свои обязанности, не выпячиваясь и не требуя похвалы за трудовые достижения. В их семейных архивах полно всевозможных грамот и знаков ударников трудовых пятилеток. А ещё они правильно воспитывали своих детей, указав им необходимый вектор жизненного пути, соответствующий духу и веяниям того времени.

Аня родилась в предвоенные годы в селе Новостроевка Грайворонского района. Своё детство помнит очень плохо. Зато в памяти на всю жизнь засели события военных лет, когда на нашей земле хозяйничали оккупанты. Знает, что её родители вернулись в родные края из Донбасса, где отец работал на шахте. В те времена в поисках лучшей доли многие из наших мест уезжали в шахтёрский край и не только. Но самым популярным в этом смысле, конечно же, был Харьков с его развитой промышленностью, активным расширением производственных мощностей заводов тяжёлой индустрии, которые требовали громадное количество рабочих рук. Однажды на шахте случился завал. Смена шахтёров находилась 12 суток под землёй. Их спасли, но некоторые, в числе которых был и отец маленькой Ани, получили увечья и стали инвалидами.

Фото: Из архива семьи Калашниковых
«Я была пятилетним ребёнком, когда началась война, – вспоминала Анна Максимовна. – Перед тем, как появилась немецкая техника, Грайворон обстреляли из орудий, бомбили вражеские самолёты. Во время бомбёжки мы прятались в подвале. Было очень страшно. Потом появились танки с крестами. Лязг их гусениц наводил на нас ужас. Потом мы услышали непонятную нам чужую речь. Когда шли бои под Харьковом, город несколько раз переходил из рук в руки. Запомнилось, как немцы сопровождали колонну наших военнопленных в сторону Великой Писаревки. Бабы, дети старались добросить вглубь колонны узелки с варёной картошкой либо свёклой. Кто-то завязывал в узелки краюху хлеба. Страшно было и жалко наших пленных, ведь они были нашими, советскими солдатами, – чьими-то сыновьями, мужьями или отцами. Когда наш район окончательно освободила Красная Армия, отца, несмотря на то, что он был инвалидом, признали годным к нестроевой службе и отправили на фронт. Собственно он далеко-то и не ушёл от родных мест. Погиб в бою под Сумами. Ему тогда был сорок один год. В похоронке сухо сообщалось, что гвардии красноармеец Холод Максим Анисимович пропал без вести 14 августа 1943 года. Помню, как голосила на всю улицу моя мама. К нам сбежались соседи. Утешали как могли. У кого-то из них уже были в семье погибшие, а кому-то похоронка пришла позже. Пережили войну, дождались Победы, а тут разруха, голод и холод. Тяжело было, но страна выстояла».
Фото: Из архива семьи Калашниковых

После войны Аня училась в школе имени Энгельса. В старших классах освоила автодело. Вместе с аттестатом об окончании школы ей вручили и удостоверение на право управления транспортным средством. Стал вопрос выбора профессии. Училась хорошо, казалось бы, двери высших учебных заведений открыты. Это потом, повзрослев, девушка поняла, что из неё мог бы выйти хороший преподаватель или воспитатель. А в юности её почему-то тянуло к металлу. Анна Максимовна рассказала, что по отцовской и материнской линии ни кузнецов, ни слесарей в роду не было. Были земледельцы по отцовской линии. Дед по линии мамы работал на Донбассе долгие годы старшим маркшейдером, то есть горным мастером, руководил шахтой. Но чтобы металлообработкой кто-то в роду занимался, она не припомнит.

Поступив в Харьковское техническое училище, приобрела профессию токаря. Профессия в те годы востребованная, а девушки у токарного станка были не редкость. Трудовая эпопея у Анны началась на знаменитом ХТЗ. Стране нужны были тракторы. И не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях. Спрос, требования, плановые задания. На этом предприятии Анна наработала опыт и закрепила теоретические знания.

Её пригласили на подшипниковый завод. Там молодого токаря с опытом работы приняли с теплотой. Советский Союз тогда помогал Китаю развивать промышленность. Анна на заводе занималась изготовлением пуансонов для сепараторов подшипников. Получалось. Предложили годика на два поехать в Китай, где один из только что построенных Советским Союзом заводов начинал выпуск подшипников. Там как раз нужны были специалисты в этом направлении. Тем более что молодая девушка вела на участке большую общественную работу, это при оформлении документов на выезд из страны только приветствовалось. Ситуация была непростая: с одной стороны, Анне хотелось поработать за рубежом, с другой – ребёнку годик, муж категорически против. Не изменили ситуацию и заверения, что ребёнку там будет не хуже, чем дома. Но муж не уступал. Позже с ним всё равно не заладилось. Анна с ребёнком была вынуждена переехать в Валуйки. Вышла второй раз замуж. От первого брака у неё дочка, от второго – сын. Но, к сожалению, в личной жизни, ей вновь не повезло. Однажды, что называется, лопнуло терпение. В 1973 году, прожив в Валуйках 11 лет, она была вынуждена переехать в Борисовку, после обмена жилья. Весной 1974 года ей представилась третья попытка связать свою судьбу с тем, кто действительно будет надеждой, опорой в жизни, главой семьи. И на этот раз всё сложилось. Молодой муж стал для женщины, натерпевшейся всякого в двух неудачных браках, тем, о ком она мечтала долгие годы. Через пару лет Анна Максимовна с супругом отметят золотую свадьбу. Дети уже взрослые. Есть внучки и правнучка. У каждого свой жизненный путь, своя судьба, надежды на лучшее.

Когда Анна переехала в Валуйки, найти работу по специальности не удалось. Паровозное депо, депо вагонное. Кругом громадины на колёсах, а тут хрупкая девчушка. Кроха на фоне паровоза. Просила, показывала документы и трудовую книжку, но…

Анна не унывала, продолжала искать работу. В один прекрасный день оказалась на строительном предприятии, где требовался работник на растворный узел. Работа не из лёгких – не всякий мужчина справится. Но её приняли, даже вопрос с жильём со временем пообещали решить. Это дало ей надежду, ведь жила она с совсем маленьким ребёнком под одной крышей с ещё семью жильцами. Мягко говоря, было не комфортно. Сначала получила однокомнатную квартиру, потом двухкомнатную. А со временем и вовсе произвела обмен на Борисовку.

В Валуйках к Анне проявляли дружелюбие и отзывчивость, оказывали помощь совершенно незнакомые люди. Иное отношение она ощутила, переехав в наш райцентр. Но, несмотря на все сплетни и разговоры, Анна с мужем налаживали быт, воспитывали детей, трудились. Со временем появились знакомые и друзья, с кем-то сложились приятельские отношения. Со временем разговоры поутихли. Злые языки умолкли, видя, что в семье хорошие отношения, растут нормальные дети, муж – на все руки мастер, и неоднократно за труды отмечен грамотами.

В Борисовке Анна Максимовна устроилась в ПМК, а потом работала в СУ-1. Трудилась на растворных узлах, на строящихся новых объектах. Все жилые пятиэтажки, которые называют заводскими, детские сады в Борисовке и Грайвороне, здание машиносчётной станции, один из интернатов – это не полный перечень построенных объектов, в возведении которых она принимала участие. На работу приходила к половине восьмого, так как раствор для бригады каменщиков или отделочников должен быть готов к началу их рабочего дня. А погрузка кирпича на поддоны?! это вообще невообразимо для женщины с миниатюрными руками. Ладно, если кирпич из глины, а силикатный – и тяжелее, и брать неудобно, особенно зимой, когда на руках по две рукавицы.

Сегодня, прогуливаясь по Борисовке, Анна Максимовна вспоминает свою трудовую жизнь, гордится, что доля и её труда есть в объектах, которые служат людям и будут эксплуатироваться ещё не одно десятилетие. Эти воспоминания и гордость затмевают трудности, неудобства в холод и ненастье, которые постоянно сопровождали её на стройке. Знает, что не за красивые глаза её награждали грамотами, неоднократно поощряли. Почти забыты и неприятности личного характера. Жизнь, как говорится, оставив далеко позади нелёгкие времена, состоялась.

Когда человек выходит на пенсию, этот период называют заслуженным отдыхом. Анна Максимовна имеет полное право на отдых, называемый заслуженным. Заслужила. И это неоспоримо.

Пожелаем же ей здоровья и долголетия. Пусть жизнь её будет счастливой! Чтобы её мечта – дожить до золотой свадьбы – сбылась.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вадим Цыганко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 10:20
Вячеслав Гладков рассказал о передаче шести автомобилей скорой помощи «БАРСу-Белгороду» и «Орлану»
Материал
ОбществоВчера, 11:13
Вячеслав Гладков: до конца недели 495 семей региона получат выплаты за утраченное жильё
Материал
ОбществоВчера, 11:05
Вячеслав Гладков: выплаты по 15, 75 и 150 тыс. рублей получат 1192 человека