Как известно, средства коммуникации делятся на две группы – вербальные и невербальные. К первому типу – вербальному – относится человеческая речь, которая в свою очередь интегрирована со всеми психическими процессами человека. Овладеть системой языка и его «кодами» – основополагающая задача, стоящая перед каждым человеком в один из самых важных периодов его жизни – детстве. В современном мире мы сталкиваемся со множеством проблем в формировании речевых навыков как у дошкольников, так и у ребят, учащихся в начальной школе. Разрешить эти проблемы можно с помощью квалифицированного и грамотного специалиста – логопеда. Таким специалистом является Лилия Яковлева, которая более 15 лет оказывает необходимую помощь детям с нарушениями речи.
Лилия Александровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к тому, чтобы оказывать логопедическую помощь детям?
Я окончила Белгородское педагогическое училище, а затем и НИУ «БелГУ» по направлению «Дошкольная психология и педагогика» с дополнительной специализацией «Логопедия». Так вышло, что моя трудовая деятельность началась в местном борисовском интернате, где я работала с особенными детьми. После закрытия учреждения трудилась учителем-логопедом в Борисовской школе им. А.М. Рудого. Скажу так: вопросы логопедии всегда были мне интересны. Соответствующее обучение, связанное с данным направлением, прохожу регулярно. В него входит повышение квалификации, прохождение мастер-классов, семинаров, тренингов. А ввиду того что наука не стоит на месте, расширяются методы, приёмы работы, которые помогают людям в преодолении речевых нарушений, развитии, восстановлении речи.
С какими проблемами, связанными с речевыми нарушениями у ребёнка, к Вам чаще всего обращаются родители?
Я более 15 лет работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому замечаю такую тенденцию, что с каждым годом всё больше и больше появляется детей с множественными нарушениями: расстройством аутистического спектра, задержкой развития, заиканием, дизартрией, диспраксией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Иногда в помощи логопеда нуждаются и дети в возрасте двух лет. С ними проводятся занятия по запуску речи, расширению словарного запаса. Есть и дети, которые только начинают говорить в четыре-четыре с половиной года. Причин таких задержек, как правило, очень много: преждевременные роды, гипоксия, неврологические и психологические проблемы, повышенный тонус мышц. С последним боремся с помощью логопедического массажа и логопедического тейпирования.
Что это за методы?
Логопедический массаж может включать массаж лица, шейно-воротниковой зоны, ротовой полости, а также рук. Всё зависит от конкретного нарушения. Использую в своей работе и тейпирование (наложение на поверхностные ткани (в частности, кожу) специальных клейких хлопчатобумажных повязок – тейпов – Прим. ред.), которое решает многие задачи. Например, благодаря тейпированию предотвращается слюнотечение, снижается тонус мышц, повышается активность слабых мышц, значительно ускоряется процесс освоения звукопроизношения, снижается бруксизм (скрежет зубами).
На что родителям следует обращать пристальное внимание при развитии речи их ребёнка, чтобы в случае чего вовремя обратиться к специалисту?
Большинство родителей считают, что дети дошкольного возраста могут самостоятельно выговориться, когда придёт время или когда ребёнок пойдёт в школу. Но это мнение – ошибочное, так как есть определённые нормы развития. Так, к пяти-пяти с половиной годам ребёнок должен произносить все звуки родного языка. И если ребёнок к пяти годам не произносит правильно более двух-трёх звуков без посторонней помощи, вряд ли он справится с этим самостоятельно. Также многие родители обращаются за помощью, когда их детям уже девять-десять лет, что значительно усложняет работу как ребёнку, так и логопеду. Связано это с тем, что неправильное звукопроизношение становится для ребёнка привычкой, от которой нелегко избавиться и ещё сложнее – научиться произносить по-другому. Важно понимать, что речевые проблемы влекут за собой и проблемы с освоением письма, чтения. Поэтому хорошо, когда родители детей раннего возраста, дошкольного возраста консультируются со специалистами, воспитателями, врачами по поводу развития детей. Ведь предупредить легче, чем лечить и исправлять.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы с детьми с особенностями развития.
В последнее время ко мне чаще начали обращаться за помощью родители особенных деток. Я сама являюсь мамой такого ребёнка. Прежде всего, важно понимать, что детям с особенностями развития необходим комплексный подход для достижения результатов: психолого-педагогический, медикаментозный, физиотерапевтический. Для каждого ребёнка я подбираю индивидуальные методы работы. Кому-то из них требуются занятия по обогащению словарного запаса, а кому-то по развитию речи, коммуникации, слоговой структуре слова, звукопроизношению. Некоторым необходим массаж для снятия тонуса или наоборот для укрепления слабых мышц. Довольно часто провожу с детьми и работу над речевым дыханием. Очень здорово, что и в нашей области стали обращать внимание на решение проблем особенных детишек и поддерживать их.
Есть ли какие-то рекомендации, благодаря которым родители могут поспособствовать нормальному развитию речи у их ребёнка?
Да, есть ряд действий, которые родители могут выполнять вместе со своими детьми для активизации мышц артикуляционного аппарата. Для этого необходимо чаще улыбаться, кривляться, строить гримасы, показывать языки, тянуться языком к носу, цокать языком, подражать животным, дуть в трубочки или на волосы, задувать свечи, надувать мыльные пузыри и воздушные шары. Кроме того, с трёх лет нужно обязательно вводить в рацион детей грубую пищу: яблоки с кожурой, сухарики, сушки, капусту свежую, морковь, нерубленое мясо. Тогда ребёнок учится самостоятельно откусывать куски пищи, благодаря чему активно работают мышцы лица, ротовой полости. Также можно выполнять артикуляционную гимнастику: упражнений для её выполнения на просторах интернета очень много. Есть и детские книги с артикуляционной гимнастикой. Хочу отметить, что не стоит включать детям мультфильмы без слов или же включать телевизор «фоном». Всё это негативно влияет на детскую неокрепшую психику и идёт переизбыток ненужной информации. Вместо этого лучше посмотреть десятиминутный мультфильм. Помимо того, важно читать детям сказки, даже если они не хотят слушать. Читайте вслух, и уже через три-четыре дня ребёнок начнёт слушать и слышать. Отмечу: вместе можно всё преодолеть! Желаю успехов всем родителям и детям!
Лилия Александровна, спасибо Вам за такую информативную беседу!