Local Logo
Новости Борисовского района Белгородской области
88.21
-0.81$
94.83
-0.91
+15 °С, ясно
Белгород

От артели до успешной компании. Об истории и сегодняшнем дне Борисовского керамического завода

5 января , 10:20ОбществоФото: Ирина Карнаухова

Это одно из уникальных производств на территории Белгородской области ведёт своё начало с 28 декабря 1969 года, когда в Борисовке открыли фабрику художественной керамики. А гончарным делом жители слободы занимались задолго до этого.

Из глубины веков

По свидетельству археологов глиняные горшки из обожжённой глины на территории нашего региона были повсеместно распространены ещё в новокаменном веке. Посёлок Борисовка образован в 1695 году, и с 1705 года он стал центром богатейшей южной вотчины Шереметевых. Как указывали краеведы, Борисовка была самым многолюдным поселением Российской империи (в нём насчитывалось до 25 тысяч жителей) и одним из самых знаменитых центров художественных ремёсел разных видов народного искусства. Одним из старейших был гончарный промысел, и с начала XVIII века он получил наибольшее распространение. Этому способствовало наличие достаточно крупных месторождений глины пригодной для изготовления посуды. По историческим сведениям, в конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежавших гончарам. Борисовские умельцы, в отличие от гончаров Курской губернии, жили исключительно промыслом. Большая часть гончаров работала всей семьёй. Они изготавливали простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочники и другие. В день каждый работник мог сделать от 70 до 100 горшков средней величины.

Постепенно жизнь менялась, происходили глобальные исторические события, вместе с ними менялся и род занятий борисовцев. Гончарный промысел, как, впрочем, и другие ремёсла, постепенно угасал. Однако в конце 20-х годов ХХ века в Борисовке с целью его возрождения была создана артель «Свобода», которая объединила несколько династий борисовских гончаров. В 1967 году артель вошла в состав Райпромкомбината, а в 1969 году, когда были построены здания гончарного и майоликового цехов, образована Борисовская фабрика художественной керамики. Фабрика работала под руководством Управления местной промышленности. В этот период здесь выпускали широкий ассортимент гончарных и майоликовых изделий – кувшины, кружки, бокалы, питьевые и винные наборы, вазы, цветочники, а также сувениры, игрушки, подсвечники.

С 1978 года многие изделия Борисовской фабрики Художественным советом Белгородской области были отнесены к изделиям народных художественных промыслов.

Курсом развития

В постперестроечные времена предприятие приобрело печальную славу как одно из самых нестабильных и постоянно балансирующих на грани банкротства. Ситуация коренным образом изменилась, когда его собственником стал Константин Хлебников. С его приходом в 2006 году на предприятии начались масштабные преобразования, которые вывели его на передовые позиции.

В сентябре 2021 года Константин Хлебников передал бразды правления новому руководителю Олегу Гончарову, и предприятие продолжило поступательное развитие. Здесь представлен полный цикл производства от подготовки глиняной массы до упаковки готовых изделий.

На сегодняшний день Борисовский керамический завод состоит из двух предприятий. Один из них – самый крупный в России производитель майоликовой толстостенной керамики из красной глины. Второй – фарфоровое производство «Хорекс», которое ежемесячно наращивает обороты. Компания постоянно отслеживает тенденции рынка и обновляет свой ассортимент как по выпуску новых изделий, так и по применению новых видов декора. Основных серий около 100, а отдельные коллекции трудно сосчитать. На сегодняшний день география продаж продукции в стране от Калининграда до Дальнего Востока, а также в страны СНГ: Таджикистан, Узбекистан, Казахстан. За границу поставки редкие и в основном через экспортное представительство фирм-экспортёров в Москве. Есть заказы из Германии, США, Канады и Израиля. В Белгородской области реализуется только три-четыре процента от всей изготавливаемой продукции.

«Наша посуда идеальна для здорового питания и радует глаз разнообразной гаммой расцветок и росписей, оригинальной праздничной упаковкой, индивидуальным подходом к каждому клиенту и возможностью сделать заказ в интернет-магазине, – рассказал Олег Гончаров. – По объёмам выпускаемой продукции мы – третий завод в России в своей отрасли. У нас есть две рольганговые печи. Они удобные, ремонтопригодные, производительные. На них обжигаем очень большой объём изделий. С 2006 года мы приобретаем различное оборудование. Как только где-то закрывается подобное производство, выкупаем интересующие нас станки. Например, в прошлом месяце привезли мельницы, три станка и мелкие приспособления из Воронежа. Даже если сейчас не используем, забираем, ведь в будущем может пригодиться, иначе просто будет продано как металлолом. Мы постоянно совершенствуем технологический процесс, повышаем мощность производства. На сегодня у нас действуют 27 сушильных линий плюс большое горизонтальное сушило».

Что касается печей, то на сегодняшний день их три в майоликовом цехе: две газовых рольганговых и одна электрическая туннельная, и четыре печи камерного типа в фарфоровом цехе.

«В течение года мы пытались сделать политой обжиг майолики на газе, но, к сожалению, ничего не получилось, так как газовая среда не предназначена для майоликовых изделий: на них появляется налёт и большое количество наколов, – рассказал о нюансах работы руководитель завода. – В связи с этим мы решили самостоятельно изготовить для себя новые электрические печи по типу наших газовых рольганговых, оборудовать и отрегулировать их под свои условия и изделия. В 2024 году планируем убрать из майоликового цеха печь газового обжига политую, вместо неё установить новую электрическую, а старую туннельную демонтировать и на её место поставить пару комодных печей для обжига высоких изделий. В фарфоровом цехе планируется сделать пристройку для печи, которую убрали из майоликового цеха и поставить её для утильного обжига. А две камерные печи, которые обжигали утиль, переведём на политой обжиг. В результате увеличится объём выпускаемой продукции в фарфоровом цехе, газовая рольганговая печь будет намного производительней двух камерных печей объёмом по восемь кубических метров. Также завершили оборудование цеха-аквариума. В нём установлены станки со сменными металлическими головками разных размеров, позволяющими выпускать сырец в неограниченном количестве. В этом цехе формуют и зачищают фарфоровые изделия. Экскурсанты могут наблюдать за процессом прямо из сквера перед предприятием. Рядом оборудовали экспериментальный цех по изготовлению глиняной массы. При этом массу планируем выпускать не только для своих нужд, но и на продажу».

Директор также рассказал, что проблем с сырьём нет. Ищут аналоги, что-то новое, постоянно совершенствуются. Недавно были в Китае, посмотрели разные новинки: пластификаторы, пигменты, огнеупоры. Фриты закупают в Турции. Глину возят из Оренбурга, Иркутска, Орла и Воронежа. Хотя ценовая политика там довольно сложная.

Коллектив на предприятии уже давно сложился. Большинство инженеров и мастеров трудятся здесь не один десяток лет. На заводе развито наставничество. Всех новичков обучают опытные работники.

«Сейчас у нас 250 сотрудников. Хотелось бы больше, но пока вакансии остаются. Заказов очень много, мы бы могли выпускать больше, но людей не хватает, – сообщил Олег Гончаров».

Приглашаем в гости

Борисовский керамический завод активно развивает промышленный туризм. В год здесь бывает около 15 тысяч экскурсантов разных возрастов.

Для гостей в сквере перед предприятием оформлены интересные фотозоны. 26 мая 2014 года был открыт памятник Великому Русскому Гончару, ставший новой достопримечательностью Борисовского района. Он посвящён не конкретной персоналии, а представляет собой собирательный образ созидателя бескрайних русских земель и древнейшей русской культуры. Он очень символичен – это не просто труженик, это мудрый ваятель нашей огромной русской земли. Это единственный в стране памятник гончару такого смыслового масштаба.

13 октября 2017 года в этом же сквере появилась скульптурная композиция «Из уст в уста», которая символизирует передачу знаний из поколения в поколение. Персонажи скульптурной группы – ожившие горшочки.

В этом году завершили оформление мастерской гончара, установили четыре гончарных круга. Когда отладка оборудования завершится, гончар Алёна Копица будет проводить мастер-классы, а их участники смогут попробовать свои силы под её руководством. А после ознакомления с производством в фирменном магазине можно выбрать понравившиеся изделия и приобрести их на память о визите на этот уникальный завод.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Ирина Карнаухова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:59
Вячеслав Гладков рассказал о финансовой поддержке 47 региональных проектов
Материал
Общество13 июня , 10:14
Вячеслав Гладков рассказал о 63 стобалльниках в Белгородской области
Материал
Общество11 июня , 16:43
Вячеслав Гладков вручил госнаграды семьям героев СВО